Page 205 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 205
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
могло привести к фактической переработке ресурса на взлетном режиме
без учета реального количества циклов термических нагрузок,
воспринимаемых двигателем.
Так, например, анализ материалов расшифровки параметров
последнего полета аварийного вертолета Ка-32 АО RA-31579 (Красная
Поляна, Сочи) показал, что за 50 минут полета двигатели выходили на
взлетный режим 11 раз. Минимальная продолжительность использования
взлетного режима – 3 секунды, максимальная – 38 секунд. Результаты
анализа полетной информации показали, что такое кратковременное и
частое использование взлетного режима работы двигателя фиксировать
визуально в процессе выполнения полета практически невозможно,
поэтому решение вопроса об оснащении вертолетов Ка-32 счетчиками
наработки и контроля СНК-78-1 остается актуальным.
На основании изложенного можно предположить, что основными
факторами, воздействие которых в реальных условиях эксплуатации
могло повлиять на интенсивное образование газовой (сульфидной)
коррозии лопаток турбины компрессора, которая в свою очередь не
позволила отказавшим двигателям ТВ3-117ВМА отработать
установленный межремонтный ресурс 1500 часов, являются:
1. Длительная эксплуатация двигателей ТВ3-117ВМА на
зарубежном топливе типа Jet A-1 на вертолетах, выполняющих работы по
пожаротушению при высоких температурах наружного воздуха и в
условиях приморского климата среднегорья.
2. Эксплуатационные характеристики термопар, не
обеспечивающие их работоспособность в течение установленного ресурса
двигателей ТВ3-117.
3. Повышенные температуры газов перед турбиной компрессора в
тракте отказавших двигателей вследствие потери работоспособности
термопар в электроколлекторах термопар системы ограничения
температуры газов перед турбиной, уровень которых не привел к
перегреву материала лопаток.
4. Отсутствие оснащения вертолетов Ка-32 счетчиками наработки и
контроля СНК-78-1 а также регистрации температуры газов перед
турбиной бортовым регистратором, что не позволяло с достаточной
точностью учитывать ресурс двигателей.
В настоящее время наиболее эффективными мероприятиями по
предупреждению разрушения лопаток турбины компрессора могут
являться:
– применение при изготовлении и ремонте лопаток вместо
защитного алюминидного покрытия диффузионное вакуумное ионно-
плазменное покрытие ВСДП-11, имеющий повышенный срок службы;
– выполнение в эксплуатации периодического осмотра проточной
части двигателя, согласно ТК № 608 Руководства по технической
эксплуатации двигателя ТВ3-117ВМА 07.00.5700 РЭ, книга 1 (до
авиационного происшествия выполнение периодического осмотра
203 Сборник №26