Page 204 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 204

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
               Интенсивное   нагарообразование,   приводящее   к   золовым
          отложениям  на  деталях «горячей  части»  двигателя,  в  сочетании  с
          сернистыми  соединениями  обеспечивает  необходимые  условия  для
          появления  эрозионно-коррозионных  повреждений  в  виде  газовой
          (сульфидной)  коррозии  лопаток  турбины.  Затем  газовая (сульфидная)
          коррозия повреждает подложку материала лопаток, что, в свою очередь,
          приводит к ослаблению несущей способности рабочих лопаток турбины
          компрессора и последующему их разрушению.
               Длительная эксплуатация двигателей ТВ3-117ВМА на зарубежном
          топливе, отдельные партии которого могли иметь предельно допустимое
          содержание  серы,  ароматических  углеводородов  и  смолистых  веществ,
          способствовала  более  интенсивному  нагарообразованию  на  деталях
         «горячей  части»  двигателей  в  условиях  воздействия  агрессивной  среды
         газового потока, содержащей сернистые соединения.
               Об  интенсивном  нагарообразовании (на  гайках  и  соплах  всех
          форсунок  обнаружены  следы  кокса  и  нагара)  также  свидетельствуют
          полученные   результаты   исследований   топливных   коллекторов
          отказавших двигателей ТВ3-117ВМА.
               Как  известно,  эксплуатация  вертолетов  на  работах,  связанных  с
          пожаротушением,  осуществляется  в  условиях  высоких  температур
          наружного  воздуха  и  характеризуется  частым  использованием
          теплонапряженных  режимов    работы   двигателей,   при   которых
          достигаются  максимально  возможные  температуры  газов  перед
          турбиной в тракте двигателя.
               В связи с тем, что в процессе эксплуатации в коллекторе термопар
          системы  ограничения  температуры  газов  перед  турбинами  отказавших
          двигателей  произошло  нарушение  работоспособности  почти  половины
          термопар,  а  в  отказавшем  двигателе  вертолета  Ка-32,  потерпевшего
          катастрофу  в  Турции 70 % (10  из 14)  в  тракте  указанных  двигателей
          происходило  повышение  температуры  газов  перед  турбиной  выше
          допустимой 990С  из-за  занижения  средней  измеренной  температуры  и
          несрабатывания регулятора температуры РТ-12-6.
               Температурные забросы выше предельно допустимой температуры
          (990С)  привели  к  терморастрескиванию  материала,  прежде  всего
          защитного покрытия, что в свою очередь привело к его износу на входных
          и  выходных  кромках  лопаток  турбины  и  положило  начало  процессу
          образования газовой коррозии, наиболее вероятно сульфидной.
               Повышенные температуры газов в тракте способствовали ускорению
          процесса  газовой (сульфидной)  коррозии  лопаток  турбин  компрессоров
          отказавших  двигателей  вертолетов  Ка-32АО RA-31579 (Красная  Поляна),
          Ка-32Т RA-31596 (Турция) и Ка-32АО RA-31064 (Кипр).
               Также  следует  отметить,  что  отсутствие  оснащения  вертолетов
          семейства  Ка-32  счетчиками  наработки  и  контроля  СНК-78-1,  а  также
          регистрации температуры газов перед турбиной бортовым регистратором,
          не  позволяло  эксплуатанту  объективно  учитывать  наработку  двигателей
          на повышенных режимах, ограничиваемых за ресурс, что в свою очередь


          Сборник №26                    202
   199   200   201   202   203   204   205   206   207   208   209