Page 204 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 204
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Интенсивное нагарообразование, приводящее к золовым
отложениям на деталях «горячей части» двигателя, в сочетании с
сернистыми соединениями обеспечивает необходимые условия для
появления эрозионно-коррозионных повреждений в виде газовой
(сульфидной) коррозии лопаток турбины. Затем газовая (сульфидная)
коррозия повреждает подложку материала лопаток, что, в свою очередь,
приводит к ослаблению несущей способности рабочих лопаток турбины
компрессора и последующему их разрушению.
Длительная эксплуатация двигателей ТВ3-117ВМА на зарубежном
топливе, отдельные партии которого могли иметь предельно допустимое
содержание серы, ароматических углеводородов и смолистых веществ,
способствовала более интенсивному нагарообразованию на деталях
«горячей части» двигателей в условиях воздействия агрессивной среды
газового потока, содержащей сернистые соединения.
Об интенсивном нагарообразовании (на гайках и соплах всех
форсунок обнаружены следы кокса и нагара) также свидетельствуют
полученные результаты исследований топливных коллекторов
отказавших двигателей ТВ3-117ВМА.
Как известно, эксплуатация вертолетов на работах, связанных с
пожаротушением, осуществляется в условиях высоких температур
наружного воздуха и характеризуется частым использованием
теплонапряженных режимов работы двигателей, при которых
достигаются максимально возможные температуры газов перед
турбиной в тракте двигателя.
В связи с тем, что в процессе эксплуатации в коллекторе термопар
системы ограничения температуры газов перед турбинами отказавших
двигателей произошло нарушение работоспособности почти половины
термопар, а в отказавшем двигателе вертолета Ка-32, потерпевшего
катастрофу в Турции 70 % (10 из 14) в тракте указанных двигателей
происходило повышение температуры газов перед турбиной выше
допустимой 990С из-за занижения средней измеренной температуры и
несрабатывания регулятора температуры РТ-12-6.
Температурные забросы выше предельно допустимой температуры
(990С) привели к терморастрескиванию материала, прежде всего
защитного покрытия, что в свою очередь привело к его износу на входных
и выходных кромках лопаток турбины и положило начало процессу
образования газовой коррозии, наиболее вероятно сульфидной.
Повышенные температуры газов в тракте способствовали ускорению
процесса газовой (сульфидной) коррозии лопаток турбин компрессоров
отказавших двигателей вертолетов Ка-32АО RA-31579 (Красная Поляна),
Ка-32Т RA-31596 (Турция) и Ка-32АО RA-31064 (Кипр).
Также следует отметить, что отсутствие оснащения вертолетов
семейства Ка-32 счетчиками наработки и контроля СНК-78-1, а также
регистрации температуры газов перед турбиной бортовым регистратором,
не позволяло эксплуатанту объективно учитывать наработку двигателей
на повышенных режимах, ограничиваемых за ресурс, что в свою очередь
Сборник №26 202