Page 201 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 201
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Микрорентгеноспектральный анализ, проведенный с
применением электронного микроскопа EVO40 с приставкой Inc фирмы
Карл Цейс, рабочей лопатки с трещиной первой ступени турбины
двигателя ТВ3-117ВМА № 708794000085 в зоне вымывания материала
показал следующее.
Около зоны растрескивания материала по ее границе имеется слой
разной толщины окисленного материала, внутри которого присутствует
сетка межзеренных трещин. Принципиальное отличие в распределении
химических элементов по зонам состоит в том, что в темной зоне излома
имеется высокое процентное содержание кислорода, тогда как вне этой
зоны кислород отсутствует.
На основании выполненного анализа можно предположить, что
основным процессом межзеренного растрескивания материала лопатки
является газовая коррозия. Этому процессу способствовало присутствие
серы, хотя принципиального отличия в плоскости шлифа серы в
сопоставимых зонах не получено. Тем, не менее, на изломе выявлен налет
зеленого цвета, который отражает влияние серы на процесс окисления и
коррозионного растрескивания материала (Рис. 5).
Рис. 5. Лопатка первой ступени турбины двигателя ТВ3-117ВМА
№ 708794000085 со стороны корыта с вымыванием материала и
отложением зеленого цвета.
В то же время при исследовании шлифа, приготовленного вдоль
пера рабочей лопатки первой ступени турбины отказавшего правого
двигателя ТВ3-117ВМА № 7087893000127 вертолета Ка-32АО RA-31579
(Красная Поляна, Сочи) в материале лопатки выявлены межзеренные
трещины (Рис. 6).
199 Сборник №26