Page 200 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 200

Общество независимых расследователей авиационных происшествий














          Рис. 4. Микроструктура термоэлектрода алюмели отказавшей термопары.
               В  процессе  изучения  производственной  документации  завода-
          изготовителя   ОАО   Казанский   завод  «Электроприбор»   удалось
          установить, что термопары Т-102 имеют ограничения в ресурсе, которые
          не учитываются в процессе ее эксплуатации.
               При t = +1110С возможна эксплуатация термопары Т-102 только в
          течение 5%  времени  от  установленного  ресурса,  а  при t = 1200С –  в
          течение 2% времени от установленного ресурса.
               В  настоящее  время  согласно  Руководству  по  капитальному
          ремонту  двигателя  ТВ3-117  допускается  эксплуатация  термопар  Т-102
          по  техническому  состоянию  в  течение 26  лет,  которая  не
          предусматривает какие-либо ограничения.
               В  процессе  изучения  производственной  документации  также
          установлено,  что  пономерная  документация (этикетки  и  вкладыши  к
          этикеткам)  на  установленные  термопары  не  сохраняется  на  ремонтных
          предприятиях из-за ограничения сроков хранения документации, поэтому
          отследить жизненный цикл термопар Т-102 невозможно.
               Для  определения  причины  разрушения  лопаток  первой  ступени
          турбины  компрессора  отказавших  двигателей  проведены  специальные
          исследования  лопаток  СА I  и  первой  ступени  турбины  компрессора
          двигателей,  в  рамках  которых  выполнены  анализ  изломов  и
          металлографические исследования рабочих и сопловых лопаток турбин
          компрессоров,  а  также  спектральный  и  микрорентгеноспектральный
          анализы их материалов.
               Результаты исследования шлифов лопаток турбин на электронном
          микроскопе EVO40  фирмы  Карл  Цейс  показали,  что  в  процессе
          эксплуатации  режимы  работы  отказавших  двигателей  соответствовали
          техническим  условиям  и  на  материал  лопаток  не  осуществлялось
          воздействие  температуры,  уровень  которой  мог  бы  привести  к  их
          перегреву.  В  исследованных  сечениях  в  материале  лопаток  имеется
          упрочняющая  фаза  правильной  формы.  В  зависимости  от  угла,  под
          которым в плоскости шлифа попала кубическая по форме упрочняющая
          фаза, она имеет выраженную форму квадратов или треугольников. Фаза
          располагается в матрице ровно, без признаков потери кубической формы.



          Сборник №26                    198
   195   196   197   198   199   200   201   202   203   204   205