Page 157 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 157
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
забоины на витках, образовавшиеся при заклинивании пружины между
верхним звеном складывающегося подкоса и штоком гидравлического
цилиндра-выключателя (см. рис. 1, вид а, рис. 2, вид I).
На участках поверхности пружины, примыкающих к сечению
разрушения, кадмиевое покрытие не нарушено.
Анализ излома пружины, проведенный с использованием
бинокулярного микроскопа МБС-2, показал следующее.
Поверхность излома ориентирована перпендикулярно оси проволоки
пружины и характеризуется на макроуровне зонами двух типов – начальной
зоной разрушения и зоной долома (см. рис. 2, вид по стрелке А).
Начальная зона разрушения имеет полуэллиптическую форму.
Поверхность излома в этой зоне имеет сглаженный рельеф и
характеризуется многоочаговым строением, выраженным наличием
ступенек от слияния начальных трещин. Очаги разрушения находятся на
внутренней поверхности прицепной петли пружины в зоне действия
максимальных растягивающих напряжений при работе на растяжение.
Поверхность излома в зоне долома имеет шероховатый рельеф с
лучами хрупкого разрушения и окаймлена скосами от пластической
деформации материала.
Фрактографическим исследованием, проведенным с
использованием электронного микроскопа EVO 40 фирмы Карл Цейс,
установлено следующее.
Разрушение пружины началось с поверхности ее основного
материала, расположенной под слоем кадмиевого покрытия. Зарождение
разрушения происходило от трех очагов, расположенных в
непосредственной близости друг к другу (рис. 3). Наличие нескольких
очагов разрушения указывает на тот факт, что зарождение трещины в
пружине происходило при высоком уровне напряжения. Вокруг очагов
разрушения располагается участок со сглаженным рельефом,
характеризующий распространение трещины по механизму
многоцикловой усталости (рис. 4).
Далее наблюдается резкое возрастание шероховатости рельефа
излома, что связано с переходом развития трещины к статическому или
повторно-статическому разрушению. Такой процесс разрушения
определяется основной морфологией в зоне окончательного разрушения в
виде мелкоямочного рельефа (рис. 5).
Геометрические измерения пружины показали следующее.
Значение диаметра проволоки пружины на участке, примыкающем
к сечению разрушения, составляет 3...3,01 мм, что соответствует
требованиям технических условий (по ТУ диаметр должен составлять
2,98...3,02 мм).
Значение радиуса гиба на переходе крайнего витка в прицепную
петлю составляет 6 мм, что соответствует требованиям технических
условий (по ТУ радиус гиба должен составлять 6 мм).
155 Сборник №26