Page 162 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 162

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
                                                                 Таблица 1.
          Краткие сведения о ранее проведенных исследованиях случаев образования
          кольцевых  трещин  по  радиусному  переходу  размером  2,5 – 3 мм  на  валах
          винтов двигателей АИ-24 и АИ-24ВТ.

          №№     Дата и     Номер   Наработка   Причина образования трещины   Номер
          п/п   обстоятельства   самолета и   вала, час               и дата
                 отказа    двигателя   С н.э.   П.п.р.                заклю-
                                                                      чения
           1  05.94.1972  Ан-24    4651  2   Разрушения  валов  винтов  двигателей  5063
             обнаружена  течь  № 46279,      носит усталостный характер с очагами   от
             масла   по   валу  АИ-24        развития   начальных   трещин   от  16.05.
             винта   двигателя  № Н4432094   наружной   цилиндрической   по-  1972
             из-за  образования              верхности   диаметром  110  мм:   у
             трещины                         радиусного перехода размером 2,5 мм
           2  04.04.1972  Ан-24, номер  4656  1682  на  валах  двигателей  № Н4432094  и
             обнаружена  течь  неизвестен,   № Н4732017; на расстоянии 2,5 мм от
             масла   по   валу  АИ-24        радиусного   перехо-да   размером
             винта   двигателя  № Н 4732017  2,5 мм на вале двигателя № Н4732100.
             из-за  образования              Причиной   образования   трещин
             трещины.                        являются   ремонтные   дефекты:
           3   В  декабре 1971  Ан-24, номер  5398  1471  шлифовочные  трещины  в  основном
             года  обнаружена  неизвестен,   материале  и  в  хромовом  покрытии,
             течь   масла   по  АИ-24        прижоги, неблагоприятное искажение
             валу    винта  № Н4732100       формы   радиусного   перехода,
             двигателя   из-за               расположение  границы  хромового
             образования                     покрытия в опасном сечении вала.
             трещины.
           4   В  апреле 2003  Ан-26,    168  -  Причиной  образования  кольцевой  8662-
             года  обнаружена  номер         усталостной   трещины   в   зоне  АР/103
             течь   масла   по  неизвестен,   радиусного перехода размером 2,5 мм   от
             валу    винта  АИ-24ВТ          является   нерасчетное   нагружение  23.12.
             двигателя   из-за  №            детали  изгибающими  нагрузками  в  2003
             образования   Н482ВТ209         условиях вращения.
             трещины.                        Трещина   развивалась   до   этапа
                                             нестабильного  роста  при-мерно  за 40
                                             полетов,  из  которых  в  течение 4  – 6
                                             полетов  она  распространялась  в  виде
                                             сквозной.
               Виды  вала  винта 24-511-006  № 2609Е  двигателя  АИ-24ВТ
          № Н4822ВТ007  в  состоянии  поступления  на  исследование  показаны  на
          рис. 2.
               Оценка  технического  состояния  вала  при  поступлении  на
          исследование показала, что на цилиндрической и фланцевой (шлицевой)
          поверхностях  грубые  механические  повреждения  отсутствуют.  Износ
          рабочих  поверхностей  шлицов  вала  и  следы  фреттинг-коррозии
          являются  незначительными.  Трещины  во  впадинах  шлицов  фланцевой
          части вала отсутствуют.
               На  цилиндрической  поверхности  вала  диаметром 110 мм  по
          границе  с  поверхностью  радиусного  перехода  размером  2,5 – 3 мм
          имеется  кольцевая  трещина  длиной  примерно 250 мм (рис. 3).  На
          указанной  длине,  составляющей  около 72%  длины  окружности
          цилиндрической  части  вала  диаметром 110 мм,  трещина  имеет  строгую
          линейную  ориентацию  и  за  пределы  границы  между  указанными
          поверхностями  не  выходит.  На  поверхности  радиусного  перехода
          размером 2,5 – 3 мм, опорного буртика диаметром 120 мм и радиусного
          перехода размером 8 мм трещина вышла на длине около 20 мм (рис. 4).

          Сборник №26                    160
   157   158   159   160   161   162   163   164   165   166   167