Page 162 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 162
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Таблица 1.
Краткие сведения о ранее проведенных исследованиях случаев образования
кольцевых трещин по радиусному переходу размером 2,5 – 3 мм на валах
винтов двигателей АИ-24 и АИ-24ВТ.
№№ Дата и Номер Наработка Причина образования трещины Номер
п/п обстоятельства самолета и вала, час и дата
отказа двигателя С н.э. П.п.р. заклю-
чения
1 05.94.1972 Ан-24 4651 2 Разрушения валов винтов двигателей 5063
обнаружена течь № 46279, носит усталостный характер с очагами от
масла по валу АИ-24 развития начальных трещин от 16.05.
винта двигателя № Н4432094 наружной цилиндрической по- 1972
из-за образования верхности диаметром 110 мм: у
трещины радиусного перехода размером 2,5 мм
2 04.04.1972 Ан-24, номер 4656 1682 на валах двигателей № Н4432094 и
обнаружена течь неизвестен, № Н4732017; на расстоянии 2,5 мм от
масла по валу АИ-24 радиусного перехо-да размером
винта двигателя № Н 4732017 2,5 мм на вале двигателя № Н4732100.
из-за образования Причиной образования трещин
трещины. являются ремонтные дефекты:
3 В декабре 1971 Ан-24, номер 5398 1471 шлифовочные трещины в основном
года обнаружена неизвестен, материале и в хромовом покрытии,
течь масла по АИ-24 прижоги, неблагоприятное искажение
валу винта № Н4732100 формы радиусного перехода,
двигателя из-за расположение границы хромового
образования покрытия в опасном сечении вала.
трещины.
4 В апреле 2003 Ан-26, 168 - Причиной образования кольцевой 8662-
года обнаружена номер усталостной трещины в зоне АР/103
течь масла по неизвестен, радиусного перехода размером 2,5 мм от
валу винта АИ-24ВТ является нерасчетное нагружение 23.12.
двигателя из-за № детали изгибающими нагрузками в 2003
образования Н482ВТ209 условиях вращения.
трещины. Трещина развивалась до этапа
нестабильного роста при-мерно за 40
полетов, из которых в течение 4 – 6
полетов она распространялась в виде
сквозной.
Виды вала винта 24-511-006 № 2609Е двигателя АИ-24ВТ
№ Н4822ВТ007 в состоянии поступления на исследование показаны на
рис. 2.
Оценка технического состояния вала при поступлении на
исследование показала, что на цилиндрической и фланцевой (шлицевой)
поверхностях грубые механические повреждения отсутствуют. Износ
рабочих поверхностей шлицов вала и следы фреттинг-коррозии
являются незначительными. Трещины во впадинах шлицов фланцевой
части вала отсутствуют.
На цилиндрической поверхности вала диаметром 110 мм по
границе с поверхностью радиусного перехода размером 2,5 – 3 мм
имеется кольцевая трещина длиной примерно 250 мм (рис. 3). На
указанной длине, составляющей около 72% длины окружности
цилиндрической части вала диаметром 110 мм, трещина имеет строгую
линейную ориентацию и за пределы границы между указанными
поверхностями не выходит. На поверхности радиусного перехода
размером 2,5 – 3 мм, опорного буртика диаметром 120 мм и радиусного
перехода размером 8 мм трещина вышла на длине около 20 мм (рис. 4).
Сборник №26 160