Page 156 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 156
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Рис. 2. Вид пружины 1919А-3-25-166-1 в состоянии поступления на
исследование. Стрелкой показано сечение разрушения пружины.
Стрелками на виде I показаны забоины на поверхностях витков пружины,
образовавшиеся при ее заклинивании между элементами конструкции
складывающегося подкоса. На виде по стрелке А показаны: 1 - очаги
усталостного разрушения; 2 - начальная зона разрушения; 3 - зона долома;
4 - скосы от пластической деформации материала.
Второй случай произошел 03.10.1993 на самолете Ил-76 № 76482 в
процессе захода на посадку в аэропорту Хабаровск (несрабатывание
сигнализации выпущенного положения правой задней опоры шасси).
Наработка самолета к моменту события составила 12426 часов (3803 полета).
Разрушение пружины в данном случае носило усталостный
характер и было обусловлено исчерпанием присущего ее конструкции
запаса усталостной долговечности.
Исследование проводилось по методике, предусматривающей
выполнение следующих работ:
– оценка технического состояния пружины и анализ характера ее
разрушения;
– фрактографическое исследование излома пружины;
– геометрические измерения;
– спектральный анализ, а также определение предела прочности
материала пружины;
– анализ результатов исследования, составление заключения.
Оценка технического состояния пружины показала, что при
поступлении на исследование механические и коррозионные повреждения
на ее поверхности отсутствуют (см. рис. 2). Исключение составляют
Сборник №26 154