Page 160 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 160

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
          О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ВАЛА ВОЗДУШНОГО
          ВИНТА № 2609Е ДВИГАТЕЛЯ АИ-24ВТ № Н4822ВТ007
          САМОЛЕТА АН-26 RA-26662 В СВЯЗИ С ИНЦИДЕНТОМ,
          ПРОИСШЕДШИМ 27.05.2013.

          А.Л. Тушенцов
          член Совета ОРАП, начальник отдела ГосЦентра безопасности полетов
          А.А. Шанявский
          начальник отдела ГосЦентра безопасности полетов, д.т.н., профессор

               27.05.2013  в  полете  самолета  Ан-26 RA-26662  произошло
          уменьшение  количества  масла  в  маслобаке  правой  СУ  на 5  литров  с
          появлением запаха гари по линии отбора воздуха на кондиционирование.
         Экипаж визуально обнаружил течь масла из-под обтекателя винта правой
         СУ и принял решение о посадке на запасной аэродром.
               В   результате   проверки   вала   винта   двигателя   АИ-24ВТ
         № Н4822ВТ007 правой СУ обнаружена сквозная кольцевая трещина в зоне
          радиусного перехода размером 2,5 – 3 мм от цилиндрической поверхности
          вала диаметром 110 мм к опорному буртику диаметром 120 мм (рис. 1).
               Двигатель   АИ-24ВТ   № Н4822ВТ007    наработал   с   начала
         эксплуатации 9427  часов,  в  том  числе 1374  часа  после  последнего
         ремонта,  произведенного 30.03.2009  в  ОАО «РЗГА  № 412».  Двигатель
         АИ-24ВТ  № Н4822ВТ007  установлен  на  самолет  Ан-26 RA-26662  в
          составе правой силовой установки (СУ) 27.01.2013.
               Двигатель АИ-24ВТ № Н4822ВТ007 был направлен для разборки в
          ОАО «РЗГА  № 412»,  после  которой  вал  винта  № 2609Е  поступил  на
          исследование в ГосЦентр безопасности полетов.
               Согласно  дополнительной  маршрутной  карте  ремонта  вала  винта
          № 2609Е  ОАО «РЗГА  № 412»  от 01.08.2013,  поступившей  на
          исследование  совместно  с  объектом,  наработка  двигателя  АИ-24ВТ
          Н4822ВТ007 составляет с начала эксплуатации 9496 часов, наработка вала
          винта 1442  часа.  Из  приведенных  данных  следует,  что  при  ремонте
          двигателя  в  ОАО «РЗГА  № 412»,  произведенном 30.03.2009,  был
          установлен вал винта первой категории.
               Исследование  проводилось  с  целью  определения  причины
          образования  трещины  в  вале  винта  и  выработки  рекомендаций  по
          предотвращению аналогичных инцидентов.
               Согласно  материалам  архива  исследований  аварийных  и
          отказавших объектов авиационной техники случаи выявления в ремонте и
          эксплуатации  трещин  на  валах  винтов  двигателей  АИ-24  и  АИ-24ВТ
          носят повторяющийся характер. Основная масса дефектов заключается в
          образовании  трещин  во  фланцевой  части  вала  винта  от  впадин  между
          шлицами с последующим выходом на поверхность радиусного перехода
          размером 8 мм (см. рис. 1).




          Сборник №26                    158
   155   156   157   158   159   160   161   162   163   164   165