Page 160 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 160
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ВАЛА ВОЗДУШНОГО
ВИНТА № 2609Е ДВИГАТЕЛЯ АИ-24ВТ № Н4822ВТ007
САМОЛЕТА АН-26 RA-26662 В СВЯЗИ С ИНЦИДЕНТОМ,
ПРОИСШЕДШИМ 27.05.2013.
А.Л. Тушенцов
член Совета ОРАП, начальник отдела ГосЦентра безопасности полетов
А.А. Шанявский
начальник отдела ГосЦентра безопасности полетов, д.т.н., профессор
27.05.2013 в полете самолета Ан-26 RA-26662 произошло
уменьшение количества масла в маслобаке правой СУ на 5 литров с
появлением запаха гари по линии отбора воздуха на кондиционирование.
Экипаж визуально обнаружил течь масла из-под обтекателя винта правой
СУ и принял решение о посадке на запасной аэродром.
В результате проверки вала винта двигателя АИ-24ВТ
№ Н4822ВТ007 правой СУ обнаружена сквозная кольцевая трещина в зоне
радиусного перехода размером 2,5 – 3 мм от цилиндрической поверхности
вала диаметром 110 мм к опорному буртику диаметром 120 мм (рис. 1).
Двигатель АИ-24ВТ № Н4822ВТ007 наработал с начала
эксплуатации 9427 часов, в том числе 1374 часа после последнего
ремонта, произведенного 30.03.2009 в ОАО «РЗГА № 412». Двигатель
АИ-24ВТ № Н4822ВТ007 установлен на самолет Ан-26 RA-26662 в
составе правой силовой установки (СУ) 27.01.2013.
Двигатель АИ-24ВТ № Н4822ВТ007 был направлен для разборки в
ОАО «РЗГА № 412», после которой вал винта № 2609Е поступил на
исследование в ГосЦентр безопасности полетов.
Согласно дополнительной маршрутной карте ремонта вала винта
№ 2609Е ОАО «РЗГА № 412» от 01.08.2013, поступившей на
исследование совместно с объектом, наработка двигателя АИ-24ВТ
Н4822ВТ007 составляет с начала эксплуатации 9496 часов, наработка вала
винта 1442 часа. Из приведенных данных следует, что при ремонте
двигателя в ОАО «РЗГА № 412», произведенном 30.03.2009, был
установлен вал винта первой категории.
Исследование проводилось с целью определения причины
образования трещины в вале винта и выработки рекомендаций по
предотвращению аналогичных инцидентов.
Согласно материалам архива исследований аварийных и
отказавших объектов авиационной техники случаи выявления в ремонте и
эксплуатации трещин на валах винтов двигателей АИ-24 и АИ-24ВТ
носят повторяющийся характер. Основная масса дефектов заключается в
образовании трещин во фланцевой части вала винта от впадин между
шлицами с последующим выходом на поверхность радиусного перехода
размером 8 мм (см. рис. 1).
Сборник №26 158