Page 159 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 159
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
– со стороны не разрушенной петли 25,15…25,19 мм, что
соответствует требованиям технических условий (по ТУ диаметр должен
составлять 24,8...25,2 мм).
Завышение наружного диаметра пружины в центре винтовой
части в данном случае обусловлено ее выпучиванием на указанном
участке в процессе длительной эксплуатации. В связи с этим есть
основания считать, что при изготовлении пружины ее размеры
соответствовали требованиям нормалей и технических условий на
изготовление пружин растяжения.
Полуколичественным спектральным анализом материала
пружины установлено, что по содержанию железа (основа), кремния,
марганца и вольфрама он относится к стали типа 65С2ВА (таблица 1).
Таблица 1.
Результаты спектрального анализа материала пружины в сравнении с
основными легирующими элементами марочного состава стали 65С2ВА (%).
образец Fe Si Mn W
Пружина основа 2 1 1
65C2ВА основа 1.5-2.0 0.7- 1.0 0.8-1.2
Твердость материала пружины составляет HRC 48, что
удовлетворяет требованиям технических условий (по ТУ твердость
должна составлять HRC 42…48).
Провести проверку упругих свойств пружины в связи с ее
разрушением не представилось возможным.
Таким образом, результаты проведенного исследования
показывают, что разрушение пружины 1919А-3-25-166-1 замка
выпущенного положения левой задней опоры шасси самолета Ил-76ТД
RA-76446 с качеством ее изготовления и материала не связано.
Разрушение пружины носит многоцикловый усталостный
характер и происходило при высоком уровне растягивающего
напряжения. Причиной разрушения пружины явилось несоответствие
запаса ее усталостной долговечности, необходимому в реальных
условиях эксплуатации.
В целях предупреждения случаев отказов систем сигнализации
выпущенного положения основных опор шасси самолетов типа Ил-76
из-за разрушения пружин замков их складывающихся подкосов ОАО
«АК им. С.В. Ильюшина» было рекомендовано:
– рассмотреть вопрос о введении мероприятий по замене пружин
при их наработке с начала эксплуатации 3500 посадок;
– дать рекомендации эксплуатационным предприятиям по
безотказной эксплуатации замков складывающихся подкосов основных
опор шасси на период до внедрения необходимых мероприятий.
157 Сборник №26