Page 159 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 159

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
                  – со  стороны  не  разрушенной  петли 25,15…25,19 мм,  что
            соответствует требованиям технических условий (по ТУ диаметр должен
            составлять 24,8...25,2 мм).
                  Завышение  наружного  диаметра  пружины  в  центре  винтовой
            части  в  данном  случае  обусловлено  ее  выпучиванием  на  указанном
            участке  в  процессе  длительной  эксплуатации.  В  связи  с  этим  есть
            основания  считать,  что  при  изготовлении  пружины  ее  размеры
            соответствовали  требованиям  нормалей  и  технических  условий  на
            изготовление пружин растяжения.
                  Полуколичественным  спектральным  анализом  материала
            пружины  установлено,  что  по  содержанию  железа (основа),  кремния,
            марганца и вольфрама он относится к стали типа 65С2ВА (таблица 1).

                                                                   Таблица 1.
            Результаты  спектрального  анализа  материала  пружины  в  сравнении  с
            основными легирующими элементами марочного состава стали 65С2ВА (%).
                       образец         Fe       Si       Mn       W
                       Пружина       основа      2       1        1
                       65C2ВА        основа   1.5-2.0  0.7-  1.0  0.8-1.2
                  Твердость  материала  пружины  составляет HRC 48,  что
            удовлетворяет  требованиям  технических  условий (по  ТУ  твердость
            должна составлять HRC 42…48).
                  Провести  проверку  упругих  свойств  пружины  в  связи  с  ее
            разрушением не представилось возможным.
                  Таким    образом,   результаты   проведенного   исследования
            показывают,  что  разрушение  пружины 1919А-3-25-166-1  замка
            выпущенного  положения  левой  задней  опоры  шасси  самолета  Ил-76ТД
            RA-76446 с качеством ее изготовления и материала не связано.
                  Разрушение  пружины  носит  многоцикловый  усталостный
            характер  и  происходило  при  высоком  уровне  растягивающего
            напряжения.  Причиной  разрушения  пружины  явилось  несоответствие
            запаса  ее  усталостной  долговечности,  необходимому  в  реальных
            условиях эксплуатации.
                  В  целях  предупреждения  случаев  отказов  систем  сигнализации
            выпущенного  положения  основных  опор  шасси  самолетов  типа  Ил-76
            из-за  разрушения  пружин  замков  их  складывающихся  подкосов  ОАО
            «АК им. С.В. Ильюшина» было рекомендовано:
                  – рассмотреть  вопрос  о  введении  мероприятий  по  замене  пружин
            при их наработке с начала эксплуатации 3500 посадок;
                  – дать   рекомендации   эксплуатационным   предприятиям   по
            безотказной  эксплуатации  замков  складывающихся  подкосов  основных
            опор шасси на период до внедрения необходимых мероприятий.





                                            157                    Сборник №26
   154   155   156   157   158   159   160   161   162   163   164