Page 154 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 154

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
          О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРУЖИНЫ 1919А-3-25-166-1
          ЗАМКА ВЫПУЩЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕВОЙ ЗАДНЕЙ
          ОПОРЫ ШАССИ САМОЛЕТА ИЛ-76ТД RA-76446 В СВЯЗИ С
          АВИАЦИОННЫМ ИНЦИДЕНТОМ, ПРОИСШЕДШИМ 17.07.2013.

          И.А. Илларионов
          инженер ГосЦентра безопасности полетов

               17.07.2013 при выполнении рейса по маршруту Малабо – Париж
          Ватри  в  процессе  захода  на  посадку  самолета  Ил-76ТД RA-76446  при
          выпуске шасси не сработала сигнализация выпуска левой задней опоры
         и не закрылись задние основные створки шасси. Экипаж ушел на второй
         круг  и  произвел аварийный  выпуск шасси. После  выполнения  прохода
         над  ВПП  и  получения  подтверждения  от  диспетчера  УВД  аэропорта  о
          выпущенном  положении  стоек  и  убранном  положении  створок  шасси
          экипаж произвел посадку самолета.
               При  осмотре  основных  опор  шасси  самолета  было  обнаружено
          разрушение пружины 1919А-3-25-166-1 замка выпущенного положения
          левой  задней  опоры  шасси.  При  этом  пружина  попала  в  зазор  между
          верхним  звеном  складывающегося  подкоса  и  штоком  гидравлического
          цилиндра-выключателя    (рис. 1).   Шток   цилиндра-выключателя
          находился  в  исходном (убранном)  положении.  Качалка  находилась  в
          промежуточном  положении.  Защелка  качалки  частично  упиралась  в
          упор хвостовика крюка замка и удерживала его в закрытом положении.
               Самолет Ил-76ТД RA-76446 выпуска 14.08.1992 наработал с начала
          эксплуатации 11354 часа, совершил 4571 полет, ремонтов не проходил.
               Пружина 1919А-3-25-166-1  является  комплектующим  изделием
          левой  задней  опоры  шасси 1.7610.4110.000.002 (зав.  № 1013402010)  и
          наработала с начала эксплуатации 11354 часа (4571 полет).
               По  сведениям  исследовательской  базы  данных  ранее  в  процессе
          эксплуатации  самолетов  типа  Ил-76  имели  место  два  случая
          несрабатывания  сигнализации  выпущенного  положения  основных  опор
          шасси  из-за  разрушения  пружин  замков  выпущенного  положения
          (заключения от 07.07.1993 № 7789-ПАП/103 и от 15.02.1994 № 80.103-412).
          При  этом  сечения  разрушений  этих  пружин,  как  и  у  поступившей  на
          исследование  пружины 1919А-3-25-166-1 (рис. 2),  проходили  в  зоне
          радиусного перехода крайнего витка в прицепную петлю.
               Первый  случай  произошел 14.03.1993  на  самолете  Ил-76
         № 76479  в  процессе  захода  на  посадку  в  аэропорту  Люксембург
          (несрабатывание сигнализации выпущенного положения левой задней
          опоры шасси). Наработка самолета к моменту события составила 12076
          часов (3547 полетов).
               Комиссией  по  расследованию  указанного  инцидента  было
          установлено,  что  отсутствие  сигнализации  выпущенного  положения
          левой  задней  опоры  шасси  явилось  следствием  несрабатывания
          концевых  выключателей  из-за  их  необжатия  качалкой  в  результате  ее
          заклинивания разрушенной пружиной.

          Сборник №26                    152
   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159