Page 154 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 154
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
О РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРУЖИНЫ 1919А-3-25-166-1
ЗАМКА ВЫПУЩЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕВОЙ ЗАДНЕЙ
ОПОРЫ ШАССИ САМОЛЕТА ИЛ-76ТД RA-76446 В СВЯЗИ С
АВИАЦИОННЫМ ИНЦИДЕНТОМ, ПРОИСШЕДШИМ 17.07.2013.
И.А. Илларионов
инженер ГосЦентра безопасности полетов
17.07.2013 при выполнении рейса по маршруту Малабо – Париж
Ватри в процессе захода на посадку самолета Ил-76ТД RA-76446 при
выпуске шасси не сработала сигнализация выпуска левой задней опоры
и не закрылись задние основные створки шасси. Экипаж ушел на второй
круг и произвел аварийный выпуск шасси. После выполнения прохода
над ВПП и получения подтверждения от диспетчера УВД аэропорта о
выпущенном положении стоек и убранном положении створок шасси
экипаж произвел посадку самолета.
При осмотре основных опор шасси самолета было обнаружено
разрушение пружины 1919А-3-25-166-1 замка выпущенного положения
левой задней опоры шасси. При этом пружина попала в зазор между
верхним звеном складывающегося подкоса и штоком гидравлического
цилиндра-выключателя (рис. 1). Шток цилиндра-выключателя
находился в исходном (убранном) положении. Качалка находилась в
промежуточном положении. Защелка качалки частично упиралась в
упор хвостовика крюка замка и удерживала его в закрытом положении.
Самолет Ил-76ТД RA-76446 выпуска 14.08.1992 наработал с начала
эксплуатации 11354 часа, совершил 4571 полет, ремонтов не проходил.
Пружина 1919А-3-25-166-1 является комплектующим изделием
левой задней опоры шасси 1.7610.4110.000.002 (зав. № 1013402010) и
наработала с начала эксплуатации 11354 часа (4571 полет).
По сведениям исследовательской базы данных ранее в процессе
эксплуатации самолетов типа Ил-76 имели место два случая
несрабатывания сигнализации выпущенного положения основных опор
шасси из-за разрушения пружин замков выпущенного положения
(заключения от 07.07.1993 № 7789-ПАП/103 и от 15.02.1994 № 80.103-412).
При этом сечения разрушений этих пружин, как и у поступившей на
исследование пружины 1919А-3-25-166-1 (рис. 2), проходили в зоне
радиусного перехода крайнего витка в прицепную петлю.
Первый случай произошел 14.03.1993 на самолете Ил-76
№ 76479 в процессе захода на посадку в аэропорту Люксембург
(несрабатывание сигнализации выпущенного положения левой задней
опоры шасси). Наработка самолета к моменту события составила 12076
часов (3547 полетов).
Комиссией по расследованию указанного инцидента было
установлено, что отсутствие сигнализации выпущенного положения
левой задней опоры шасси явилось следствием несрабатывания
концевых выключателей из-за их необжатия качалкой в результате ее
заклинивания разрушенной пружиной.
Сборник №26 152