Page 141 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 141
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ДЛЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ.
А.Г. Гузий
член Совета ОРАП, доктор технических наук, профессор
А.М. Лушкин
член ОРАП, кандидат технических наук
Международные стандарты и рекомендуемая практика ориентируют
поставщиков авиационных услуг и полномочные государственные органы
на системную реализацию концепции приемлемого риска для безопасности
полетов, целью которой является сокращение количества авиационных
происшествий (АП) через планомерное снижение их статистической
вероятности (частоты), т.е. через планомерное, целенаправленное снижение
риска АП в предстоящих полетах.
По определению ИКАО безопасность полетов (БП) – состояние,
при котором риски, связанные с авиационной деятельностью,
относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно
обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и
контролируется [1].
Согласно стандарту ГОСТ Р 51897-2011 [2], риск для БП –
сочетание частоты или вероятности авиационного события и тяжести его
последствий.
Примечание. Термин «риск» издавна получил достаточно широкое
распространение, поэтому в разных областях используются разные
толкования риска. Всякого рода толкования не могут быть
противопоставлены стандартному определению, поскольку, как правило,
являются не более чем пояснениями понятия «риск» в соответствующих
областях его использования.
Исходя из определения, управление безопасностью полетов на
практике сводится к управлению состоянием эксплуатируемой
авиатранспортной системы (АТС) в границах пространства состояний,
приемлемых с точки зрения риска для БП, доступными для эксплуатанта
ВС методами и средствами, реализуя выбранную стратегию: реактивную,
проактивную или прогнозную [4].
Активная стратегия превентивного управления БП [3], как
наиболее прогрессивная на период первоначального внедрения систем
управления безопасностью полетов (СУБП), позже названная прогнозной,
нашла свое отражение в современных требованиях и рекомендациях
ИКАО [4] и IATA [5] в виде двух, предусматриваемых документами,
контуров управления в СУБП: обеспечение (гарантии) БП и управление
риском для БП (Рис. 1). Указанные контуры управления выделены и
описаны в отдельных главах Руководства ИКАО по управлению
безопасностью полетов, изд.3 [4] и в стандартах IOSA [5].
К «обеспечению (гарантиям) безопасности полетов» отнесены
процедуры, известные в отечественной авиации, как директивное
139 Сборник №26