Page 143 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 143
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Не смотря на возможность в той или иной степени реализовать
совокупность всех известных методов (подходов) управления
(реагирующих, проактивных и прогнозных) в контуре обеспечения БП,
контур управления риском АП в процессе развития СУБП переходит из
разряда «рекомендации» в разряд «требования» международных
стандартов, благодаря своей перспективности и потенциальной
возможности оптимизировать управление БП на корпоративном уровне [8].
Управление риском для БП предусматривает применение
стандартного набора обязательных процедур [2]: установление контекста
(ситуации), идентификация, анализ, оценивание и воздействие на риск.
Установление контекста (establishing the context) – определение
внешних и внутренних параметров, принимаемых во внимание при
управлении риском для БП, и установление области применения и
критериев риска для политики управления риском.
Идентификация риска (risk identification) – процесс обнаружения,
распознавания и описания рисков для БП.
Анализ риска (risk analysis) – процесс понимания природы риска
для БП и определения уровня риска.
Оценивание риска (risk evaluation) – процесс сравнения результатов
анализа риска с установленными критериями риска для определения,
является ли риск для безопасности полетов и/или его величина
приемлемым или допустимым.
Для реализации процесса управления риском для БП в рамках
СУБП формируется база данных об условиях эксплуатации и состоянии
эксплуатируемой АТС, которая является сложной динамической системой
типа «Человек-машина-среда».
Исходя из основного постулата менеджмента «управлять можно
только тем, что измеримо», процесс анализа риска должен включать
количественную оценку риска [2], как процесс присвоения значений
вероятности и последствий авиационного события. По получаемому из
базы данных описанию АТС и условий ее функционирования (среды)
выполняется идентификация риска по совокупности опасных факторов с
последующей количественной оценкой. Количественная оценка риска
может быть выполнена по всей совокупности опасных факторов
(интегральная оценка) и по отдельным, наиболее значимым, факторам или
их группам (Рис. 2), например: «Человек», «машина» (ВС), «среда» [9].
Интегральная оценка риска проверяется на приемлемость. В случае
достижения неприемлемого уровня риска для БП, в целях обеспечения
целенаправленности управляющих воздействий, целесообразно
выполнить частную (дифференцированную) количественную оценку
риска по отдельным опасным факторам. Применительно к наиболее
значимым опасным факторам, обуславливающим наибольшую долю
риска для БП, отрабатываются управленческие воздействия по снижению
(минимизации) степени их влияния на риск, в том числе разрабатываются,
усиливаются или активируются барьеры (ранее авторы называли барьеры
положительными факторами, препятствующими развитию АП [9]).
141 Сборник №26