Page 118 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 118
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
технологических процедур (контрольные действия) или прекратить
запланированную деятельность, чтобы избежать негативных последствий,
которые могут быть связаны, как с самими ошибками (нарушениями), так
и отказом систем ВС, наземного оборудования или деструктивным
поведением пассажира, а также принять дополнительные меры, не
относящиеся к производству и т.д. В общем виде к числу защитных
действий у всех категорий специалистов относятся, прежде всего,
контроль выполненной (самим или кем-то) работы, прекращение
профессиональной деятельности из-за выявленной ошибки (нарушения),
сообщение (письменное) об обнаруженном опасном факторе (в т. ч.
неисправности, отказе и т.п.) и др. Применительно к труду пилотов
наиболее известные защитные действия: осмотр ВС перед полетом,
возвращение на стоянку после выявления отказа или прекращение взлета
по этой причине как и совершение вынужденной посадки, уход на второй
круг, уход на запасной аэродром, изменение маршрута, изменение
эшелона, письменный доклад о выявленной в полете неисправности и др.
У бортпроводников защитные действия включают контроль выполненной
работы, надежную фиксацию используемого оборудования, прекращение
обслуживания в период высокой турбулентности, применение
необходимых мер к деструктивным пассажирам и т.д. У ИТП к защитным
действиям относятся контроль выполненной работы, временное
выведение ВС из эксплуатации и др. У специалистов других наземных
служб защитными являются такие действия, как контроль выполненной
работы, возврат ВС при обнаружении нарушения центровки, отказ в
обслуживании нетрезвого пассажира и т.д.
Важно отметить, что защитные действия не бывают
ошибочными, а являются только нарушениями при их неисполнении,
но двух выше представленных видов: спровоцированные и
неспровоцированные. Понятно, что первые, могут быть, связаны с
полученной командой их не выполнять (в силу, например, дефицита
времени) и др. Вторые (неспровоцированные) обусловлены
непониманием их роли и игнорированием пилотом (специалистом) в
процессе профессиональной деятельности. Если же пилот (специалист)
выполняет защитное действие неправильно, то это следует расценивать
как спровоцированное нарушение, поскольку он оказался
неподготовленным к его реализации. А тот, кто готовил и давал допуск,
должен нести ответственность.
Третья категория – производственно-защитные действия. Эти
действия отличается от двух предыдущих категорий тем, что несут в себе
характеристики, как производственных, так и защитных. Другими словами,
процедура их выполнения включает одновременно и контроль.
Производственно-защитные действия – это действия, направленные на
решение производственной задачи путем выполнения
стандартизированных процедур (технологий) с использованием
контрольных карт. Психологические особенности такого подхода состоят
в том, что для исключения ошибок при выполнении производственных
Сборник №26 116