Page 118 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 118

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
          технологических  процедур (контрольные  действия)  или  прекратить
          запланированную деятельность, чтобы избежать негативных последствий,
          которые могут быть связаны, как с самими ошибками (нарушениями), так
         и  отказом  систем  ВС,  наземного  оборудования  или  деструктивным
          поведением  пассажира,  а  также  принять  дополнительные  меры,  не
          относящиеся  к  производству  и т.д.  В  общем  виде  к  числу  защитных
          действий  у  всех  категорий  специалистов  относятся,  прежде  всего,
          контроль  выполненной (самим  или  кем-то)  работы,  прекращение
          профессиональной  деятельности  из-за  выявленной  ошибки (нарушения),
          сообщение (письменное)  об  обнаруженном  опасном  факторе (в  т. ч.
          неисправности,  отказе  и т.п.)  и  др.  Применительно  к  труду  пилотов
          наиболее  известные  защитные  действия:  осмотр  ВС  перед  полетом,
          возвращение на стоянку после выявления отказа или прекращение взлета
          по этой причине как и совершение вынужденной посадки, уход на второй
          круг,  уход  на  запасной  аэродром,  изменение  маршрута,  изменение
         эшелона, письменный доклад о выявленной в полете неисправности и др.
         У бортпроводников защитные действия включают контроль выполненной
         работы, надежную фиксацию используемого оборудования, прекращение
         обслуживания   в   период   высокой   турбулентности,   применение
          необходимых мер к деструктивным пассажирам и т.д. У ИТП к защитным
          действиям  относятся  контроль  выполненной  работы,  временное
          выведение  ВС  из  эксплуатации  и  др.  У  специалистов  других  наземных
          служб  защитными  являются  такие  действия,  как  контроль  выполненной
         работы,  возврат  ВС  при  обнаружении  нарушения  центровки,  отказ  в
          обслуживании нетрезвого пассажира и т.д.
               Важно  отметить,  что  защитные  действия  не  бывают
          ошибочными, а являются только нарушениями при их неисполнении,
          но  двух  выше  представленных  видов:  спровоцированные  и
          неспровоцированные.  Понятно,  что  первые,  могут  быть,  связаны  с
          полученной  командой  их  не  выполнять (в  силу,  например,  дефицита
          времени)   и   др.   Вторые   (неспровоцированные)   обусловлены
          непониманием  их  роли  и  игнорированием  пилотом (специалистом)  в
          процессе  профессиональной  деятельности.  Если  же  пилот (специалист)
          выполняет  защитное  действие  неправильно,  то  это  следует  расценивать
          как   спровоцированное   нарушение,    поскольку   он   оказался
          неподготовленным к его реализации. А тот, кто готовил и давал допуск,
          должен нести ответственность.
               Третья  категория –  производственно-защитные  действия.  Эти
          действия отличается от двух предыдущих категорий тем, что несут в себе
          характеристики, как производственных, так и защитных. Другими словами,
         процедура  их  выполнения  включает  одновременно  и  контроль.
          Производственно-защитные действия – это действия, направленные на
         решение      производственной    задачи     путем    выполнения
          стандартизированных  процедур (технологий)  с  использованием
          контрольных карт. Психологические особенности такого подхода состоят
          в  том,  что  для  исключения  ошибок  при  выполнении  производственных


          Сборник №26                    116
   113   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123