Page 123 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 123
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
неудачу. Если главную причину не устранить, то она будет и дальше
продолжать продуцировать сбои в функционировании авиационной
системы, несмотря на жесткость наказаний, применяемых к
исполнителям нестандартных действий. Вот почему расследование, не
установившее главную причину, неэффективно. Например, если
коррупция захлестнула систему подготовки пилотов, то, сколько не
увольняй среди них тех, кто купил пилотское свидетельство, система
будет по-прежнему «выпускать» новых недоучек.
Иногда приходится констатировать причину, находящуюся в
цепочке причинно-следственных взаимоотношений между
непосредственной и главной (системной). Она, в соответствии с
вышеизложенным, получила определение промежуточной.
Промежуточная – это причина, находящаяся между
непосредственной и главной.
Данная категория причин является следствием действия главных
причин и в тоже время обусловливает непосредственные. Другими
словами формируются цепочки причинно-следственных связей:
- главная причина > промежуточная причина > непосредственная
причина; или
- главная причина > промежуточная причина > промежуточная
причина > непосредственная причина.
Так, для таких непосредственных причин, как нарушение
потребностно-мотивационной сферы и нарушение работоспособности,
ближайшими промежуточными причинами могут быть:
употребление лекарств, наркотиков, алкоголя;
утомление, обострение или возникновение заболевания,
детренированность, стресс и т.д.
Кроме того, для всех непосредственных причин ОД,
обусловленных характеристиками летчика, промежуточной причиной
являются некоторые личностные (социально-психологические) ПВК.
К ним относятся:
недисциплинированность, неуважение к нормам и правилам;
чрезмерная самоуверенность, беспечность;
неуверенность в себе, нерешительность, повышенная тревожность;
склонность к показной храбрости, необоснованному риску;
агрессивность, конфликтность, несдержанность, неуважение к
другим;
склонность к уходу в себя, скрытность;
неспособность к гибкости, прогнозу развития событий;
низкие способности к планированию, самоконтролю,
рассеянность, леность и др.
Данные ПВК непосредственно не связаны с ОД, но способны
влиять на формирование свойств и качеств летчика, от которых напрямую
зависит надежность его действий.
Объяснение, почему эти негативные характеристики названы
промежуточными причинами простое: они порождены имеющимися
121 Сборник №26