Page 119 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 119

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
            действий  предлагается  опираться  не  на  механизмы  памяти,  а  на
            информацию,  представленную  в  контрольных  картах.  Данная  категория
            действий может также содержать нестандартные действия в виде ошибок и
            нарушений, допускаемых пилотом (специалистом). Последние (нарушения)
            представлены двумя видами: спровоцированными и неспровоцированными.
            Дело  в  том,  что  постоянное  использование  одной  и  той  же  контрольной
            карты  может  привести  к  ошибкам  при  ее  считывании  или  выполнении
            действий.   Пренебрежение    ее   использованием    приводит   к
            неспровоцированному  нарушению,  в  то  время  как,  например,
            отсутствие     карты      становится     причиной     нарушения
            спровоцированного.
                  Вернемся  к  нашим  рассуждениям  о  причинах  авиационного
            события. Установление факта выполнения  нестандартного действия и
            его  точная  дифференциация  не  являются  окончанием  расследования.
            Более  того,  с  этого  момента  расследование  или  экспертиза  лишь
            начинаются.  Ведь  истинная  их  цель  заключается  не  в  том,  чтобы
            обнаружить  нестандартное  действие  и  выполнить  необходимый
            психофизиологический    анализ   по    определению    его   вида.
            Приоритетным      при   расследовании    авиационных    событий
            является  получение  ответа  на  вопрос:  почему  была  допущена
            ошибка или нарушение? Только такой подход позволяет обосновать
            эффективные рекомендации по предотвращению аналогичных событий
            в  будущем.  При  этом  важно  выявить  всю  причинно-следственную
            цепочку развития нештатной ситуации.
                  Прежде,  чем  продолжать  расследование  дальше,  необходимо
            определиться  с  названием  исходной  причины,  положившей  начало
            развитию на борту ВС особой ситуации. Другими словами, как назвать
            нестандартное действие пилота? Учитывая тот факт, что данная причина
            проявляет себя активно и регистрируется на бортовых самописцах, то ее
            правильно  назвать,  как  это  делают  западные  специалисты,  активной
            причиной.  Следовательно,  активная  причина  АС –  это  причина,
            проявившаяся в полете и положившая начало возникновению ОСП.
            Применительно к пилоту (экипажу) такой активной причиной, как
            показано  выше,  становится  его  нестандартное  действие  при
            пилотировании  ВС.  Именно  с  момента  выявления  активной
            причины  начинается  настоящее  расследование,  требующее  уже  не
            умения  дешифрировать  данные  бортовых  регистраторов,  а  системного
            мышления,  знания  структуры  авиационной  системы,  взаимоотношений
            между  ее  компонентами,  их  возможные  недостатки  и т.д.  Другими
            словами, начинается поиск ответов на многочисленные «почему?».
                  С  позиций  принципа  причинно-следственных  взаимоотношений
            между объектами, предметами и явлениями окружающего мира наступил
            момент,  когда  важно  ответить  на  вопрос:  почему  в  полете  возникла
            активная  причина,  которая  является  следствием  действия  других
            причин более высокого уровня. Установлено, что ближайшая причина,
            вызвавшая активную, может находиться либо в исполнителе, т. е. пилоте


                                            117                    Сборник №26
   114   115   116   117   118   119   120   121   122   123   124