Page 121 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 121
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Недостаточная профессиональная готовность к полету
включает:
- слабые теоретические знания, в т.ч. особых ситуаций полета (ОСП);
- несформированность умений и навыков выполнения
профессиональных задач, в т.ч. при возникновении ОСП;
- несоответствие подготовки уровню сложности полетного задания.
Несовершенство профессионально важных качеств – это
наиболее часто:
- недостаточно развитое мышление;
- низкие качества внимания;
- низкие качества памяти;
- эмоциональная неустойчивость (низкая стрессустойчивость);
- недостаточная сенсомоторная координация;
- снижение устойчивости к факторам полета;
- недостаточная тренированность глазомера;
- недостаточное развитие физических качеств;
- сниженная способность к пространственной ориентировке.
2 категория – эргономические недостатки воздушного судна.
Известно, что низкие качества системы отображения информации,
неудачное размещение органов управления бортовыми системами ВС
и т.п. часто становятся непосредственными причинами ОД.
3 категория – эргономические недостатки определенных
свойств внешней среды, с которыми взаимодействует летчик при
пилотировании ВС. Например, низкая освещенность ВПП, плохая ее
подготовка (заснеженная, скользкая и т.п.) являются непосредственными
причинами ошибочных действий летчика (члена экипажа).
Выявление непосредственной причины ошибки, как латентной
(скрытой) – сложная аналитическая деятельность, опирающаяся на
информацию бортовых регистраторов и результаты проведенной
медико-психологической экспертизы.
В поиске следующей категории причин важно понимать, что
выявленная непосредственная причина не является базовой, а сама
обусловлена недостатками в наземных компонентах, которые и становятся
причиной ее вызвавшей. Другими словами, если обнаружена
непосредственная причина, то имеется и должна быть непременно
выявлена причина, ее породившая, в виде недостатков наземных
компонентов авиационно-транспортной системы. Почему такой подход
является правильным? Потому, что за каждую негативную характеристику
пилота, его деятельность или эргономику ВС и среды отвечает какой-то
наземный компонент. И именно несовершенство последнего порождает
непосредственную причину ошибок и нарушений пилотов. Учитывая, что
при выявлении причины этого уровня речь идет о недостатках компонентов
авиационной системы, то целесообразно ее назвать «главной причиной»
(третий уровень или четвертый, когда присутствует еще одна категория –
промежуточная причина). Главная – это причина, далеко отстоящая от
события, но скрывающаяся в наземных компонентах авиационной системы в
119 Сборник №26