Page 121 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 121

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
                  Недостаточная   профессиональная    готовность   к   полету
            включает:
                  - слабые теоретические знания, в т.ч. особых ситуаций полета (ОСП);
                  - несформированность   умений    и   навыков    выполнения
            профессиональных задач, в т.ч. при возникновении ОСП;
                  - несоответствие подготовки уровню сложности полетного задания.
                  Несовершенство  профессионально  важных  качеств –  это
            наиболее часто:
                  - недостаточно развитое мышление;
                  - низкие качества внимания;
                  - низкие качества памяти;
                  - эмоциональная неустойчивость (низкая стрессустойчивость);
                  - недостаточная сенсомоторная координация;
                  - снижение устойчивости к факторам полета;
                  - недостаточная тренированность глазомера;
                  - недостаточное развитие физических качеств;
                  - сниженная способность к пространственной ориентировке.
                  2 категория –  эргономические  недостатки  воздушного  судна.
            Известно,  что  низкие  качества  системы  отображения  информации,
            неудачное  размещение  органов  управления  бортовыми  системами  ВС
            и т.п. часто становятся непосредственными причинами ОД.
                  3 категория –  эргономические  недостатки  определенных
            свойств  внешней  среды,  с  которыми  взаимодействует  летчик  при
            пилотировании  ВС.  Например,  низкая  освещенность  ВПП,  плохая  ее
            подготовка (заснеженная, скользкая и т.п.) являются непосредственными
            причинами ошибочных действий летчика (члена экипажа).
                  Выявление непосредственной причины ошибки, как латентной
            (скрытой) –  сложная  аналитическая  деятельность,  опирающаяся  на
            информацию  бортовых  регистраторов  и  результаты  проведенной
            медико-психологической экспертизы.
                  В  поиске  следующей  категории  причин  важно  понимать,  что
            выявленная  непосредственная  причина  не  является  базовой,  а  сама
            обусловлена  недостатками  в  наземных  компонентах,  которые  и  становятся
            причиной   ее   вызвавшей.   Другими   словами,   если   обнаружена
            непосредственная  причина,  то  имеется  и  должна  быть  непременно
            выявлена  причина,  ее  породившая,  в  виде  недостатков  наземных
            компонентов  авиационно-транспортной  системы.  Почему  такой  подход
            является правильным? Потому, что за каждую негативную характеристику
            пилота, его деятельность или эргономику ВС и среды отвечает какой-то
            наземный  компонент.  И  именно  несовершенство  последнего  порождает
            непосредственную  причину  ошибок  и  нарушений  пилотов.  Учитывая,  что
            при выявлении причины этого уровня речь идет о недостатках компонентов
            авиационной  системы,  то  целесообразно  ее  назвать  «главной  причиной»
            (третий  уровень  или  четвертый,  когда  присутствует  еще  одна  категория –
            промежуточная  причина).  Главная –  это  причина,  далеко  отстоящая  от
            события, но скрывающаяся в наземных компонентах авиационной системы в


                                            119                    Сборник №26
   116   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126