Page 122 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 122

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
          виде  их  недостатков (опасных  факторов),  и  порождающая (иногда
          опосредовано через промежуточную) непосредственную причину. Последняя
          по отношению к главной причине выступает как следствие.
               Именно  выявление  и  устранение  главной  причины  позволяет
          предотвратить  аналогичные  события  в  будущем.  Такими  наземными
          компонентами  являются  системы  отбора,  подготовки  и  воспитания,
          регламентации режима труда, отдыха и питания, обеспечения содержания
          и  условий  работы,  ее  организации  и т.д.  Понятно,  что  несовершенство
          профессионально важных качеств летчика (специалиста) обусловлено, как
          правило, изъянами в системе отбора, низкая профессиональная готовность
          –  дефектами  в  системе  подготовки,  нарушение  профессиональной
          работоспособности –  недостатками  в  системе  регламентации  режима
          труда, отдыха и питания и т.д.
               Приступая  к  анализу  наземных  компонентов  и  поиску  главной
          (системной) причины события, следует знать, что каждый из них имеет
          практически типовую структуру и включает:
                руководящий состав;
                исполнителей;
                средства и методы работы;
                организацию работы;
                корпоративную культуру.
               Все  указанные  элементы  могут  иметь  недостатки (опасные
          факторы),  которые  скрытно  в  них  присутствуют  и  приводят  к
          несовершенству систем, а именно:
               - Несовершенство  системы  эргономического  сопровождения
                 разработки ВС;
               - Несовершенство  системы  профессионального  психологического
                 отбора;
               - Несовершенство системы обучения, подготовки, воспитания;
               - Несовершенство системы медицинского обеспечения;
               - Несовершенство системы штурманского обеспечения;
               - Несовершенство системы аэронавигационного обеспечения;
               - Несовершенство системы радиотехнического обеспечения;
               - Несовершенство системы метеорологического обеспечения;
               - Несовершенство системы аэродромно-технического обеспечения;
               - Несовершенство      системы      материально-технического
                 обеспечения;
               - Несовершенство системы организации воздушного движения;
               - Несовершенство системы организации и производства полетов;
               - Несовершенство системы социального обеспечения.
               Подчеркнем,  что  лишь  установление  недостатков  в  каждом  из
          вышеперечисленных  компонентов  этих  систем  может  гарантировать
          разработку  эффективных  профилактических  мероприятий.  Попытки
          предупредить  аналогичные  случившемуся  авиационные  события  на
          основе  только  констатации  факта  нестандартного  действия  и
          «назначения» «виновника» с последующим его наказанием обречены на

          Сборник №26                    120
   117   118   119   120   121   122   123   124   125   126   127