Page 120 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 120
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
(его недостатки), либо в ВС или среде (несовершенные их
эргономические характеристики). Такую ближайшую от ошибки или
нарушения пилота причину правильно назвать «непосредственной
причиной» (второй уровень). Еще раз подчеркнем, что непосредственная
причина ближе всего отстоит от активной и ее порождает. Важно
обратить внимание, что непосредственная причина является
латентной, т. е. скрыта от глаз расследователя, ничем себя не проявляет,
и не записывается на бортовых и других регистраторах.
В качестве непосредственной могут выступать три категории причин:
1 категория – несовершенство свойств и качеств личности
летчика, которые непосредственно связаны с выполняемыми действиями.
Понятно, что если летчик утомлен, плохо подготовлен, или у него низкая
эмоциональная устойчивость и т.п., то риск ОД возрастает.
Опираясь на накопленный опыт и данные литературы, нами
выделено пять характеристик личности летчика, неблагоприятные
изменения которых выступают в качестве непосредственных причин
нестандартного действия и подвергаются анализу при расследовании
АП и инцидента:
духовное развитие;
потребностно-мотивационная сфера (побуждающие к
деятельности психические механизмы);
профессиональная работоспособность;
профессиональная готовность;
профессионально важные качества.
Низкий уровень духовного развития специалиста обусловливает
его склонность к нарушению профессиональных стандартов и процедур.
Дело в том, что духовное развитие включает систему норм, убеждений,
ценностей, стиля жизни, поведения, куда входят такие моральные
понятия, как честь, совесть, сопереживание, долг, принципиальность,
ответственность, непринятие негативного, уважение к личности, законам
и требованиям нормативных документов и др. Если у специалиста эти
характеристики страдают, то он не надежен.
Нарушение потребносто-мотивационной сферы включает:
искажение потребности (например, потребность на
формирование летного мастерства подменяется потребностью
реализовать свои амбиции усложнением полетного задания, созданием
ОСП и т.д.);
снижение мотивации на летную работу, выполняемую задачу
(т.е. ни работа, ни задача уже не захватывают пилота как раньше);
искажение мотивации текущей деятельности или цели (например,
пилот был мотивирован на посадку с первого заходя, когда сложившиеся
обстоятельства диктовали уход на 2-й круг; или пилот вместо обеспечения
мягкой посадки был «гипнотизирован» борьбой с перелетом);
Нарушение профессиональной работоспособности – это:
- снижение работоспособности (например, развитие утомления);
- потеря работоспособности (например, из-за нарушения сознания).
Сборник №26 118