Page 99 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 99
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
При некоторых величинах зазоров между кулачком блокировки и
направляющей при положении РУР на промежуточном упоре (при
проведении эксперимента на самолете Ту-204-100В RA-64050 были
получены величины: 4 мм для двигателя с большей наработкой и 6 мм
для двигателя с меньшей наработкой) возможно дальнейшее
перемещение РУР и указателя на лимбе насоса-регулятора вообще без
приложения дополнительных усилий.
Дальнейший анализ показал, что при имеющейся конструкции МУБ
его надежное срабатывание (с запасом около 2° по положению указателя на
лимбе насоса-регулятора) при задании режимов работы двигателя от РЭД
(ступенчатое увеличение тяги) обеспечивается при условии, что при
положении указателя на лимбе не более -20° (на площадке сопровождения)
кулачок блокировки «с усилием» упирается в направляющую.
Двигатель поставляется с завода-изготовителя (ремонтного
завода) полностью отрегулированным в соответствии с ТУ. На
двигателе, отрегулированном при изготовлении (ремонте) в
соответствии с ТУ, положение риски на указателе рычага управления
агрегатом НР-90 при полностью открытом кране реверса и упоре
кулачка блокировки в направляющую может находиться в
диапазоне -14…-20 градусов, включая крайние значения.
В РЭ самолета содержится указание, что при монтаже двигателя
на самолет необходимо убедиться в том, что при положении РУР на
промежуточном упоре (малый реверс) указатель на лимбе насоса-
регулятора находится в положении 20±2°. Контроль положения кулачка
блокировки РЭ самолета не предусмотрен. Эксперимент, проведенный
Комиссией на самолете Ту-204-100В RA-64022, показал, что при
выполнении данных требований РЭ самолета на одном из двигателей
происходит увеличение режима двигателя при приложении умеренных
усилий к РУР (измеренная величина люфта в системе управления
соответствовала ТУ). Таким образом, выполнение положений РЭ
самолета при имеющейся конструкции МУБ не гарантирует надежное
срабатывание блокировки.
Технологические карты РЭ самолета, определяющие порядок
монтажа двигателя на самолет, а также порядок проверки и, при
необходимости, регулировки системы управления режимом работы
двигателя после его монтажа, не содержат ссылок (в части порядка
проверки и, при необходимости, регулировки системы управления) на
технологические карты РЭ двигателя.
В то же время, в соответствии с РЭ двигателя, оно является
основным документом по его техническому обслуживанию. В случае
нарушения положений РЭ двигателя, предприятие-изготовитель двигателя
не гарантирует нормальную работу двигателя. В руководстве по
эксплуатации двигателя имеется требование о полной регулировке
системы согласно РЭ самолета после подсоединения карданного вала
самолета к ведущему ролику системы управления двигателем.
97 Сборник №26