Page 87 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 87
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Кроме того, в рамках расследования АП была выполнена
расшифровка полета за 05.09.2012, рейс а/п Хургада – а/п Внуково. В этом
рейсе на борту самолета находился инспектор для проверки техники
пилотирования КВС. В результате проведенного анализа было
установлено, что заход на посадку выполнялся на ИВПП-19, на скорости,
превышающей рекомендованную РЛЭ на 20…30 км/ч. Проведенные
расчеты показали, что приземление было выполнено с перелетом около
1000 м. После касания ВПП, еще до опускания передней опоры шасси,
РУРы были переведены в положение максимального реверса за один
прием, минуя промежуточное положение. Несмотря на явные нарушения
требований РЛЭ, инспектор оценил выполненный полет на «пять».
После перевода РУРов на режим максимального реверса,
перекладки створок реверса не произошло. Обязательным условием
перекладки створок реверса на режим обратной тяги для самолета
Ту-204-100В является обжатие обеих основных опор шасси. После
приземления самолета обжатия правой опоры шасси не произошло (об
этом свидетельствует отсутствие разовой команды «Обжатие правой
стойки шасси»), что привело к блокировке перекладки створок реверса.
По этой же причине не произошло автоматического выпуска воздушных
тормозов и интерцепторов после приземления. Ручного выпуска
интерцепторов экипаж не произвел, интерцепторы и воздушные тормоза
оставались в убранном положении вплоть до выкатывания самолета за
пределы ВПП. В сложившейся ситуации выпуск интерцепторов привел бы
к обжатию обеих основных опор шасси, включению реверса и
эффективному торможению самолета тормозами основных колес.
Контроль автоматического выпуска воздушных тормозов и
интерцепторов после приземления осуществляет Б/И. Если
автоматического выпуска воздушных тормозов и интерцепторов после
приземления не произошло, Б/И должен выпустить интерцепторы
вручную. Данное требование РЛЭ бортинженером выполнено не было,
интерцепторы оставались в убранном положении. Согласно требованиям
РЛЭ, после посадки, Б/И в первую очередь должен проконтролировать
включение реверса. Наиболее вероятно, Б/И все внимание переключил
на контроль включения реверса и не выполнил последующие действия, а
КВС, занятый выдерживанием направления пробега самолета при
сильном боковом ветре, положение воздушных тормозов и
интерцепторов также не проконтролировал.
Примечание: Выпуск воздушных тормозов и интерцепторов после
приземления происходит автоматически. Если
автоматического выпуска не произошло, выпустить
интерцепторы полностью перемещением рукоятки
ИНТЕРЦЕПТОРЫ одним движением (РЛЭ
Ту-204-100В, п. 4.7.1.2 (4)).
На посадке. Бортинженер.
В автоматическом выпуске интерцепторов и
85 Сборник №26