Page 83 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 83
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
полетах, выполненных разными экипажами,
реализованная приборная скорость захода на посадку
превышала рекомендованную РЛЭ, среднее превышение
составило 20…25 км/ч. В ГЦБП ВТ был проведен анализ
31 полета КВС, выполненных в период с 01.11.2012 по
29.12.2012. Во всех этих полетах скорость при снижении
по глиссаде и на выравнивании также превышала
рекомендованную РЛЭ.
В процессе следования по глиссаде, после вопроса КВС: «Посадку
б… разрешили нам?», 2П запросил разрешение диспетчера на
производство посадки: «Red Wings 92-68, в глиссаде, к посадке готов …»
(судя по вопросу, КВС упустил из виду запрос на разрешение выполнения
посадки). Диспетчер разрешил выполнение посадки, и, после
подтверждения экипажа передал дополнительно информацию о погодных
условиях в а/п Внуково: «92-68, ветер у земли 270 градусов 7, порывы
15». Данный ветер не позволял произвести посадку, так как явно
превышал предельные значения для самолета Ту-204-100В. Экипаж опять
проигнорировал данную информацию и вместо ухода на второй круг
продолжал заход на посадку. Отсутствие реакции на информацию от
диспетчера и пропуск технологических операций могут свидетельствовать
о наличии эмоциональной напряженности у членов экипажа и, как
следствие, нарушении функций внимания: его концентрации,
устойчивости и переключаемости, т.е. возникновению отвлекаемости и
рассеянности. Это могло привести к нарушению восприятия полетной
ситуации и снижению возможности ее правильной оценки, а потому –
вероятности появления ошибочных действий.
К этому времени высота полета уменьшилась до 270 м, приборная
скорость составляла 250…260 км/ч, самолет находился на удалении около
4600 м от торца ИВПП-19. Таким образом, приборная скорость захода на
посадку в аварийном полете существенно превышала рекомендованную
РЛЭ: для полетной массы 67.5 т и положения закрылков 37
рекомендованная скорость захода на посадку составляет 210 км/ч (при
заходе в условиях болтанки – 220 км/ч). Анализ зарегистрированных
значений вертикальной перегрузки в процессе следования по глиссаде
свидетельствует об отсутствии в аварийном полете болтанки выше
слабой. Снижение выполнялось без значительных отклонений от
глиссады, После доклада «100 метров» последовала команда КВС:
«Садимся». Пролет ОПРМ был выполнен в 12:31:10 на высоте ~50 м
относительно порога ВПП, с приборной скоростью 260…265 км/ч.
Согласно схеме захода высота пролета ОПРМ составляет 65 м. Отклонение
от глиссады составляло примерно полточки по индикатору на КИНО, при
допустимой величине отклонения одна точка. Вертикальная скорость
снижения к этому моменту уменьшилась до ~3 м/с.
Начиная с момента времени 12:31:18 (с высоты около 30 м)
пилотирующий летчик начал плавно увеличивать угол тангажа для
выравнивания самолета перед касанием ВПП. В 12:31:21…22 самолет
81 Сборник №26