Page 85 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 85
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
- Контролирует автоматический выпуск интерцепторов и
воздушных тормозов (в случае невыпуска выпускает рукояткой
ИНТЕРЦЕПТОРЫ).
- «ИНТЕРЦЕПТОРЫ, ВОЗДУШНЫЕ ТОРМОЗА ВЫПУЩЕНЫ».
- При достижении скорости Vпут ≤ 250 км/ч контролирует
включение автоматического торможения (если оно используется).
- При включении автоматического торможения
«АВТОМАТИЧЕСКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ».
- После выхода двигателей на режим: «МАКСИМАЛЬНЫЙ
РЕВЕРС».
В 12:31:40, практически одновременно с опусканием передней
опоры шасси, экипаж перевел РУРы двигателей в положение
максимального реверса (РУРы были переведены в один прием в
положение -37) и применил торможение колес. Судя по тому, что
торможение производилось с места левого летчика, активное управление
на этапе посадки осуществлял КВС. На начальном этапе пробега
зарегистрировано торможение самолета – через 7…8 с после первого
касания приборная скорость уменьшилась до 204 км/ч (минимальная
приборная скорость, до которой самолет замедлился при пробеге) (Рис. 4).
В момент перевода РУРов в положение максимального реверса и
начала торможения самолет находился на удалении 1200…1300 м от
входного торца ИВПП-19 (1860…1760 до выходного торца ИВПП-19)
(Рис. 5). Согласно требованиям РЛЭ самолета Ту-204-100В, включение
реверса двигателей необходимо производить в два этапа: сначала перевести
РУР в промежуточное положение (малый реверс) и, только убедившись в
правильном положении самолета относительно оси ВПП и включении
реверса, переместить РУР в положение максимального реверса. Наиболее
вероятно, КВС, зная о значительном перелете, постарался максимально
ускорить торможение самолета. При выполнении посадки в а/п Пардубице
включение реверса при пробеге производилось в два этапа.
В рамках расследования АП был выполнен анализ полетов
самолета Ту-204-100В RA-64047 за декабрь 2012 года (75 полетов). Ни в
одном из предыдущих полетов перевода РУР в положение максимального
реверса, минуя промежуточное положение, при выполнении пробега
зарегистрировано не было. Вместе с тем, можно отметить, что в
отдельных полетах экипажи перемещали РУР из промежуточного
положения в положение максимального реверса при срабатывании
сигнализации об открытии замков реверса («ЗАМОК РЕВЕРСА» желтого
цвета), не дожидаясь включения реверса (сигнализации «РЕВЕРС ВКЛ»
зеленого цвета). Анализ полетов КВС, выполненных в период с
01.11.2012 г. по 29.12.2012 г., показал, что перевод РУРов сразу в
положение максимального реверса (минуя промежуточное положение)
являлся для КВС достаточно распространенной практикой: из 31 полета в
14 был зарегистрирован перевод РУРов в один прием в положение
максимального реверса. Такое систематическое нарушение требований
83 Сборник №26