Page 82 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 82
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
тяги. Выполнение захода с отключенным автоматом тяги увеличило
рабочую нагрузку на КВС и могло способствовать невыдерживанию
расчетной скорости в процессе полета по глиссаде.
После отключения ВСУТ РУДы были сразу переведены в
положение малого газа. Такое резкое и импульсивное управление явно
свидетельствует о высокой степени напряженности и раздраженности
КВС. Поскольку полет на данном участке производился без снижения,
уменьшение тяги двигателей привело к быстрой потере скорости, на что
сразу же обратили внимание 2П и Б/И:
Б/И: «220».
Б/И: «(нрзб.) скорость!»
Б/И: «230 скорость».
2П: «Ну побольше скорость (нрзб.).
Б/И: «220, 220 скорость».
Стремясь выдержать скорость, КВС постоянно перемещал РУДы от
положения малого газа до 40…50° (Рис. 3). Такой характер управления
РУДами сохранялся практически до выравнивания. В ответ на доклады
экипажа КВС в грубой форме ответил Б/И: «Еще раз, б…, закричишь, не
выводи меня из себя».
При входе в глиссаду диспетчер передал экипажу
метеоинформацию, акцентируя внимание на силе и направлении ветра и
состоянии полосы: «9-2-6-8, ветер у земли сейчас 260 градусов 7, порывы
15, полоса влажная, 0,5». Ветер у земли явно превышал предельно
допустимый для производства посадки. Ответ 2П: «Понял вас, 92-68»
носил формальный характер. Экипаж информацию от диспетчера
проигнорировал и продолжил выполнение захода.
Снижение по глиссаде было начато в 12:29:32 на удалении
7.5…7.6 км от торца ИВПП-19. Согласно зарегистрированной информации
перед входом в глиссаду самолет находился на высоте 430 м в посадочной
конфигурации: положение закрылков – 37, предкрылков – 23, стойки
шасси находились в выпущенном положении, ВСУ была включена.
Задатчик высоты принятия решения КВС был установлен на 60 м.
Посадочная масса самолета составляла 67.5 т, центровка – 26.5%, что не
превышало ограничений, установленных РЛЭ самолета Ту-204-100В.
Снижение по глиссаде выполнялось в директорном режиме с
выключенным автоматом тяги. Заход на посадку в директорном режиме
планировался КВС при выполнении предпосадочной подготовки. На
начальном этапе снижения по глиссаде приборная скорость была близка к
планируемой КВС скорости 230 км/ч (Рис. 3). Однако после докладов 2П и
Б/И об уменьшении скорости до 220 км/ч, КВС увеличил приборную
скорость. В 12:29:57 зарегистрирован доклад Б/И: «240». Данная скорость
уже превышала планируемую, однако реакции КВС на это не последовало.
Примечание: Анализ полетов самолета Ту-204-100В за декабрь 2012
года показал, что превышение рекомендованных
скоростей захода на посадку является распространенной
практикой в а/к «Red Wings». Во всех без исключения
Сборник №26 80