Page 84 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 84
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
пересек входной торец ИВПП-19 на высоте 12…15 м и приборной
скорости 260 км/ч. Через 9 секунд РУДы двигателей были переведены на
режим малого газа, угол тангажа увеличился до 2…3 на кабрирование.
Несмотря на уменьшение тяги двигателей и увеличение угла тангажа
приземления самолета не произошло (Рис. 4). Из-за повышенной скорости
полета самолет продолжал лететь над ВПП, постепенно теряя высоту и
скорость. Это также подтверждается внутрикабинными переговорами
экипажа – начиная с 15 метров бортинженер вел отсчет постепенно
уменьшавшейся высоты полета в течение 14…15 секунд, при этом полет с
высоты 4 м до касания продолжался около 10 секунд.
Приземление самолета произошло в 12:31:36 на скорости 230 км/ч
и удалении 950…1000 м от входного торца ИВПП-19 на левую опору
шасси (Рис. 4). Вертикальная перегрузка в момент приземления
составила ~1.12 ед. Через 3 секунды после приземления произошло
опускание передней опоры шасси. Обжатия правой опоры шасси не
произошло, самолет двигался с левым креном -1…-1.5, наиболее
вероятно из-за сильного бокового ветра справа. У экипажа самолета
Ту-204-100В имеется возможность контролировать положение и
обжатие опор шасси на ИМ № 1, кадр УПР.
Основной причиной, по которой не произошло одновременного
обжатия обеих основных стоек шасси, явилась повышенная скорость при
выполнении посадки.
РЛЭ самолета Ту-204-100В (п. 4.7.1.3) предусматривает следующее
распределение обязанностей для экипажа при выполнении посадки:
КВС:
- На высоте 7...6 м начинает выравнивание.
- После создания посадочного положения переводит РУД на
МАЛЫЙ ГАЗ.
- В момент касания: переводит РУР в положение
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ УПОР.
- Опускает переднюю опору.
- Убедившись в правильном положении самолета относительно
оси ВПП: переводит РУР в положение МАКСИМАЛЬНЫЙ РЕВЕРС.
- Обжимает тормозные педали (при торможении от педалей или
при невключении автоматического торможения).
- Выдерживает на пробеге направление, параллельное оси ВПП.
2П:
- Контролирует высоту, вертикальную скорость снижения,
скорость полета, величину крена.
- Контролирует отключение режима СКОРОСТЬ.
- При достижении скорости 140 км/ч: «СКОРОСТЬ 140 км/ч».
Б/И:
- Ведет отсчет радиовысоты через каждые 2…1 м по КПП.
- «МАЛЫЙ РЕВЕРС ВКЛЮЧЕН».
Сборник №26 82