Page 73 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 73
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
кратковременное и неодновременное обжатие основных стоек шасси,
после чего самолет отделился от ВПП (о чем свидетельствует
пропадание разовых команд обжатия основных стоек шасси). Начиная с
этого момента, КВС начал уменьшать угол тангажа и перевел РУРы в
положение промежуточного (малого) реверса. Через 3 с произошло
повторное обжатие основных стоек шасси и автоматический выпуск
интерцепторов и воздушных тормозов. Отдача штурвала «от себя» и
практически одновременный выпуск интерцепторов и воздушных
тормозов привели к достаточно жесткому соударению с ВПП передней
стойки шасси (максимальная зарегистрированная вертикальная
перегрузка при выполнении посадки составила 1.43 ед.), что явно стало
неожиданным для КВС (об этом свидетельствует то, что КВС в этот
момент обжал тормозные педали, а также внутрикабинные переговоры
экипажа). В соответствии с распределением обязанностей экипажа при
выполнении посадки, Б/И проконтролировал и доложил о включении
реверса и выпуске интерцепторов: «Реверс», «(Включен)»,
«Интерцепторы вышли!». Через 3 с после повторного касания,
практически одновременно с опусканием передней стойки шасси и
появлением сигнализации «Реверс включен», РУРы двигателей были
переведены в положение максимального реверса. После включения
реверса КВС задействовал тормоза колес и дальнейшее движение и
торможение самолета носило штатный характер.
После остановки самолета зарегистрированы переговоры членов
экипажа, явно свидетельствующие о недовольстве КВС выполненной
посадкой. При этом КВС, не разобравшись в ситуации, во всем обвинил
другого члена экипажа, наиболее вероятно, Б/И: «Во всем ты виноват».
Следствием такого поведения КВС стала напряженная эмоциональная
обстановка в экипаже. Таким образом, при выполнении полета в а/п
Пардубице в экипаже, возможно, сложилась конфликтная ситуация, что
явно сказалось при выполнении следующего полета в а/п Внуково.
Кроме того, по результатам анализа выполнения посадки в а/п
Пардубице можно отметить следующую манеру пилотирования КВС:
снижение на повышенных скоростях и плавное касание ВПП с
небольшой вертикальной перегрузкой.
Полет а/п Пардубице – а/п Внуково.
Перед выполнением полета по маршруту а/п Пардубице –
а/п Внуково на борту самолета находились 8 членов экипажа,
пассажиров и груза на борту ВС не было. Взлетная масса самолета
составляла 75.8 т, центровка – 26 % (согласно данным бортовой системы
регистрации), что не выходило за установленные в РЛЭ ограничения для
самолета Ту-204-100В.
Взлет из а/п Пардубице был произведен в 10:06:36. Взлет
выполнялся с включенным автоматом тяги. После взлета на высоте около
560 м зарегистрировано включение ВСУП. Полет проходил в
автоматическом режиме с включенным АТ (ВСУТ). В 10:21:18 самолет
занял эшелон 10100 м. В процессе взлета и набора высоты разовых
71 Сборник №26