Page 72 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 72
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Полет а/п Внуково – а/п Пардубице.
Взлет из а/п Внуково был произведен в 06:59:45. Набор высоты,
полет на эшелоне и снижение выполнялись в автоматическом режиме.
Заход на посадку также выполнялся в автоматическом режиме,
пилотирование осуществлял КВС, радиосвязь вел 2П. При ведении
радиосвязи на английском языке 2П испытывал явные затруднения, при
этом он неоднократно переспрашивал информацию, передаваемую
диспетчером, отвлекая КВС от выполнения его обязанностей. Такая
ситуация не могла не вызвать раздражение КВС, однако его манера
общения со 2П: в грубой форме, с большим количеством нецензурных
выражений («Б…, как вы х… говорите по английскому», «Четвертый
уровень …»), привела к достаточно напряженной обстановке и
нервозности в кабине самолета, тем более, что в данном составе экипаж
выполнял полет впервые.
Примечание: Как установила Комиссия по расследованию,
имеющиеся протокол и сертификат о прохождении
вторым пилотом теста на определение уровня
языковой компетентности по шкале ИКАО были
сфальсифицированы.
Перед входом в глиссаду самолет находился в посадочной
конфигурации, посадочная масса и центровка не превышали
ограничений, установленных РЛЭ самолета Ту-204-100В. Снижение
выполнялось в автоматическом режиме без значительных отклонений от
глиссады с включенным АТ, заданная приборная скорость была
255 км/ч. Анализ внутрикабинных переговоров свидетельствует, что
данная скорость была близка к скорости, которую планировал
выдерживать КВС: «Будем выдерживать 250». Для посадочной массы
85.8 т и положения закрылков 37 рекомендованная РЛЭ скорость
захода на посадку составляет 236 км/ч (при заходе в условиях болтанки
– 246 км/ч). Таким образом, заданная и выдерживаемая скорость на
глиссаде превышала рекомендованные РЛЭ значения.
4
На высоте около 60 м были отключены А/П и АТ , и дальнейший
полет выполнялся в директорном режиме. Начиная с момента времени
09:04:31 (с высоты около 20 м), КВС начал увеличивать угол тангажа
для выравнивания самолета перед касанием ВПП. На высоте 12…15 м
приборная скорость составила 268 км/ч, что значительно превышало
рекомендации РЛЭ.
Приземление самолета произошло в 09:04:46, на скорости
~255 км/ч, с углом тангажа ~2.5°, практически без крена. Вертикальная
перегрузка в момент приземления составила ~1.12 ед. Согласно
зарегистрированной информации при первом касании произошло
4 Термины А/П и ВСУП, а также АТ и ВСУТ применяются как синонимы для обозначения
автопилота и автомата тяги соответственно.
Сборник №26 70