Page 282 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 282
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
составных частей (узлов, деталей, специальных жидкостей и ГСМ),
анализа их взаимодействия с учетом характеристик материалов и
влияния внешней среды.
С другой стороны, воздушное судно является элементом
авиационной системы. Поэтому установление факторов отказа зачастую
связано с исследованием организационных, методических и нормативно-
правовых аспектов летной и технической эксплуатации воздушного судна
в рамках этой системы.
Впрочем, объектно-предметная системность исследований вполне
очевидна и более-менее понятна многим. Менее очевидна, но не менее
важна, их функциональная системность.
Дело в том, что подобные исследования существуют не сами по себе,
а являются элементом подсистемы обеспечения надежности АТ, которая в
свою очередь, функционирует в рамках системы безопасности полетов.
До недавнего времени функциональная схема подсистемы
обеспечения надежности эксплуатируемого парка АТ государственной
авиации выглядела примерно так, как показано на Рисунке 2. В этой схеме
исследования объектов аварийной или отказавшей АТ занимают важное
место, т.к. являются незаменимым источником знаний о причинах и
факторах ее отказов в эксплуатации. Без этих знаний обеспечение
надежности АТ и, в конечном итоге, безопасности полетов невозможно.
Однако следует обратить внимание на то, что эти исследования
неразрывно связаны с другим элементом подсистемы, а именно, с
исследованиями проблем надежности АТ, ее эксплуатации и ремонта,
которые выполняются не в связи с определенными событиями, а на
постоянной плановой основе, путем мониторинга технического состояния
объектов АТ, анализа организации, методов и средств ее технического
обслуживания и ремонта.
Именно тесная взаимосвязь этих двух элементов позволяет не
только достоверно устанавливать причины и факторы отказов АТ, но и
разрабатывать научно-обоснованные рекомендации по устранению
выявленных конструктивно-производственных недостатков АТ и
нарушений правил ее эксплуатации или ремонта.
Подобная связка, представляющая собой еще одну составляющую
феномена ГосНИИ ЭРАТ, сложилась не в результате директивных
указаний, а естественным эволюционным образом, что является
признаком ее жизнеспособности и обоснованности, а попытка
принудительного разрыва связки, в соответствии с упомянутой выше
«новаторской» идеей, – системной ошибкой.
Цена этой ошибки выражается не только в существенных и
бесполезных материальных затратах, но и в искусственно сооруженной
угрозе безопасности полетов.
Из всего этого следует весьма банальный вывод: любое
реформирование имеет смысл только в том случае, если сохраняет и
приумножает все ценное, что было создано ранее. А для этого иногда
полезно учитывать мнение специалистов.
Сборник №26 280