Page 282 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 282

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
          составных  частей (узлов,  деталей,  специальных  жидкостей  и  ГСМ),
          анализа  их  взаимодействия  с  учетом  характеристик  материалов  и
          влияния внешней среды.
               С  другой  стороны,  воздушное  судно  является  элементом
          авиационной  системы.  Поэтому  установление  факторов  отказа  зачастую
          связано с исследованием организационных, методических и нормативно-
          правовых аспектов летной и технической эксплуатации воздушного судна
          в рамках этой системы.
               Впрочем,  объектно-предметная  системность  исследований  вполне
          очевидна  и  более-менее  понятна  многим.  Менее  очевидна,  но  не  менее
          важна, их функциональная системность.
               Дело в том, что подобные исследования существуют не сами по себе,
          а являются элементом подсистемы обеспечения надежности АТ, которая в
          свою очередь, функционирует в рамках системы безопасности полетов.
               До  недавнего  времени  функциональная  схема  подсистемы
          обеспечения  надежности  эксплуатируемого  парка  АТ  государственной
          авиации выглядела примерно так, как показано на Рисунке 2. В этой схеме
          исследования объектов аварийной или отказавшей АТ занимают важное
          место,  т.к.  являются  незаменимым  источником  знаний  о  причинах  и
          факторах  ее  отказов  в  эксплуатации.  Без  этих  знаний  обеспечение
          надежности АТ и, в конечном итоге, безопасности полетов невозможно.
               Однако  следует  обратить  внимание  на  то,  что  эти  исследования
          неразрывно  связаны  с  другим  элементом  подсистемы,  а  именно,  с
          исследованиями  проблем  надежности  АТ,  ее  эксплуатации  и  ремонта,
          которые  выполняются  не  в  связи  с  определенными  событиями,  а  на
          постоянной плановой основе, путем мониторинга технического состояния
          объектов  АТ,  анализа  организации,  методов  и  средств  ее  технического
          обслуживания и ремонта.
               Именно  тесная  взаимосвязь  этих  двух  элементов  позволяет  не
          только  достоверно  устанавливать  причины  и  факторы  отказов  АТ,  но  и
          разрабатывать  научно-обоснованные  рекомендации  по  устранению
          выявленных   конструктивно-производственных  недостатков  АТ   и
          нарушений правил ее эксплуатации или ремонта.
               Подобная связка, представляющая собой еще одну составляющую
          феномена  ГосНИИ  ЭРАТ,  сложилась  не  в  результате  директивных
          указаний,  а  естественным  эволюционным  образом,  что  является
          признаком  ее  жизнеспособности  и  обоснованности,  а  попытка
          принудительного  разрыва  связки,  в  соответствии  с  упомянутой  выше
          «новаторской» идеей, – системной ошибкой.
               Цена  этой  ошибки  выражается  не  только  в  существенных  и
          бесполезных  материальных  затратах,  но  и  в  искусственно  сооруженной
          угрозе безопасности полетов.
               Из  всего  этого  следует  весьма  банальный  вывод:  любое
          реформирование  имеет  смысл  только  в  том  случае,  если  сохраняет  и
          приумножает  все  ценное,  что  было  создано  ранее.  А  для  этого  иногда
          полезно учитывать мнение специалистов.


          Сборник №26                    280
   277   278   279   280   281   282   283   284   285   286   287