Page 257 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 257

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
                  Ориентация  структурных  составляющих  излома  указывает  на  то,
            что  усталостное  разрушение  развивалось  изнутри  от  участка  непровара
            стыка  преимущественно  в  радиальном  направлении.  После  того,  как
            усталостная  трещина  по  всему  сектору  непровара  вышла  наружу,  она
            стала  развиваться  в  окружном  направлении.  В  незначительном  секторе,
            где  стык  деталей  проварился  на  всю  толщину  стенки,  имеются  зоны
            ускоренного развития усталостной трещины и последующего долома шва.
                  Таким  образом,  разрушение  тяги  произошло  по  усталостному
            механизму  от  дефекта  сварки  типа «непровар»  в  секторе  около 290
            периметра стыка верхнего наконечника и трубы 40 мм.
                  Исследование  структуры  сварного  шва  по  месту  разрушения
            показало, что выявленный дефект обусловлен смещением ядра сварного
            шва  относительно  плоскости  стыка  деталей  в  сторону  верхнего
            наконечника на величину порядка 2,5 мм (рис. 6). При таком положении
            шва  соединение  верхнего  наконечника  и  трубы  40 мм  почти  на 90%
            периметра обеспечивалось только его периферийной частью со стороны
            наружной поверхности, имеющей толщину не более 1 мм.
                  В  результате  место  непровара  стыка  явилось  достаточно
            мощным     концентратором   напряжений   и   выступило   в   роли
            протяженного  очага  усталостного  разрушения  соединения.  Там,  где
            стык  деталей  был  проварен  на  всю  толщину (около 10%  периметра),
            произошло  ускоренное  и  окончательное  разрушение  соединения
            (долом) по границе сварного шва.
                  Выполненным    исследованием   установлено,   что   материал
            наконечника  и  трубы   40  соответствует  требованиям  конструкторской
            документации. Материал сварного шва обладает структурой характерной
            для  соединения  стальных  деталей  методом  оплавления (сваркой).
            Металлографическим  анализом  недопустимой  пористости  в  материале
            сварного  шва  не  выявлено.  В  переходной  зоне  сварного  шва
            несплавлений, трещин и других дефектов не имеется.
                  В  ходе  исследования  проводился  дефектоскопический  контроль
            сварных  швов  тяги.  Контроль  показал,  что  на  наружной  поверхности
            сварного  шва  по  месту  соединения  трубы  40 мм  и  переходника,
            имеется серия трещин.
                  Ориентация  и  расположение  этих  трещин,  а  также  их  форма
            (ветвистый  характер)  и  наполненность  полостей  окислами (рис. 7),
            позволяют  сделать  вывод  об  их  возникновении  при  кристаллизации
            материала   сварного   шва.   Появление   этих   трещин,   а   также
            многочисленных  локальных  оплавлений  наружной  поверхности  деталей
            вне шва, связано с некачественно выполненной сваркой.
                  Таким образом, разрушение тяги управления шагом верхнего винта
            вертолета  усталостное  и  обусловлено  дефектом  типа «непровар»
            соединения верхнего наконечника и трубы 40 мм из-за смещения ядра
            шва  относительно  плоскости  стыка  деталей  при  их  сварке  в  процессе
            изготовлении тяги. Дефект производственный.


                                            255                    Сборник №26
   252   253   254   255   256   257   258   259   260   261   262