Page 195 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 195

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
            около 3 мм  длительность  ее  развития  составляет  около  3/0,106 = 28
            циклов запуска и остановки воздушного стартера.
                  Измерение  твердости  материала  диска  турбины  воздушного
            стартера СВ-36 показало, что она составляет НВ 133 и удовлетворяет
            требованиям технических условий на алюминиевый сплав АК 4-1 (по
            ТУ НВ ≥ 117).
                  Спектральным  анализом  установлено,  что  материал  турбины  по
            составу и количеству легирующих элементов относится к сплаву типа АК 4.
                  Результаты   выполненного   исследования   показывают,   что
            зарождение  усталостной  трещины  со  стороны  спинки  рабочей  лопатки
            обусловлено условиями ее нагружения, связанными с касанием лопатки о
            корпус  турбины  воздушного  стартера.  В  нормальном  состоянии  спинка
            лопатки  находится  в  сжатом  состоянии,  поэтому  трещина  от  спинки
            зарождаться  не  может.  Отсутствие  дефектов  материала  и  признаков
            повреждения  лопатки  свидетельствуют  о  том,  что  именно  особенности
            нагружения  лопатки,  изменившиеся  по  отношению  к  нормальным
            условиям, привели к возникновению трещины со стороны спинки.
                  Из  анализа  данных  дубликата  паспорта  следует,  что  воздушный
            стартер  СВ-36  № 1214  с  начала  эксплуатации  наработал 16034  часа  и
            прошел  четыре  капитальных  ремонта.  После  последнего  капитального
            ремонта 21.11.2002  в  АО «Мотор  Сич»  воздушный  стартер  наработал
            6303  часа.  Межремонтный  ресурс  стартера  составляет 4000  часов.
            Следовательно,  воздушный  стартер  к  моменту  его  отказа  переработал
            2303 часа сверх установленного ресурса.
                  Согласно  записи  в  шестом  разделе  дубликата  паспорта  от
            01.06.2007 при наработке агрегата с начала эксплуатации 14133 часа и
            4407  часов  после  последнего  ремонта  произошел  его  отказ  из-за
            заклинивания  турбины (переработка  ресурса  после  ремонта  при  этом
            составила 407  часов).  Приведенная  запись  была  зачеркнута.  Однако
            воздушный  стартер  от  эксплуатации  отстранен  и  согласно  записи  в
            четвертом  разделе  дубликата  паспорта  агрегат 01.06.2007  был
            законсервирован  на 6  месяцев,  а 25.07.2007  был  законсервирован  на 1
            год. 16.08.2007  произведена  расконсервация  агрегата  и  он  был
            установлен на двигатель Д-36 №7083601201076, о чем свидетельствует
            запись в шестом разделе. Записи о выполненном ремонте стартера после
            отказа 01.06.2007 в дубликате паспорта нет.
                  При оценке технического состояния исследуемого стартера СВ-36
            № 1214  были  выявлены  отсутствие  заводских  пломб (после  четвертого
            ремонта  на  АО «Мотор  Сич»)  на  контровочной  проволоке  стартера  и
            различная  окраска  комплектующих  агрегатов.  Этикетка  с  номером
            агрегата установлена в не предусмотренном месте.
                  При  разборке  воздушного  стартера  СВ-36  № 1214  было
            установлено,  что  он  укомплектован  диском  турбины  с  номером  Е-36.
            Согласно  информации  АО «Мотор  Сич» (письмо  от 27.01.2014  исх.
            № ОТК-17/1897)  при  последнем  ремонте  стартера  № 1214  он  был
            укомплектован диском турбины с номером Л-32.


                                            193                    Сборник №26
   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199   200