Page 195 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 195
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
около 3 мм длительность ее развития составляет около 3/0,106 = 28
циклов запуска и остановки воздушного стартера.
Измерение твердости материала диска турбины воздушного
стартера СВ-36 показало, что она составляет НВ 133 и удовлетворяет
требованиям технических условий на алюминиевый сплав АК 4-1 (по
ТУ НВ ≥ 117).
Спектральным анализом установлено, что материал турбины по
составу и количеству легирующих элементов относится к сплаву типа АК 4.
Результаты выполненного исследования показывают, что
зарождение усталостной трещины со стороны спинки рабочей лопатки
обусловлено условиями ее нагружения, связанными с касанием лопатки о
корпус турбины воздушного стартера. В нормальном состоянии спинка
лопатки находится в сжатом состоянии, поэтому трещина от спинки
зарождаться не может. Отсутствие дефектов материала и признаков
повреждения лопатки свидетельствуют о том, что именно особенности
нагружения лопатки, изменившиеся по отношению к нормальным
условиям, привели к возникновению трещины со стороны спинки.
Из анализа данных дубликата паспорта следует, что воздушный
стартер СВ-36 № 1214 с начала эксплуатации наработал 16034 часа и
прошел четыре капитальных ремонта. После последнего капитального
ремонта 21.11.2002 в АО «Мотор Сич» воздушный стартер наработал
6303 часа. Межремонтный ресурс стартера составляет 4000 часов.
Следовательно, воздушный стартер к моменту его отказа переработал
2303 часа сверх установленного ресурса.
Согласно записи в шестом разделе дубликата паспорта от
01.06.2007 при наработке агрегата с начала эксплуатации 14133 часа и
4407 часов после последнего ремонта произошел его отказ из-за
заклинивания турбины (переработка ресурса после ремонта при этом
составила 407 часов). Приведенная запись была зачеркнута. Однако
воздушный стартер от эксплуатации отстранен и согласно записи в
четвертом разделе дубликата паспорта агрегат 01.06.2007 был
законсервирован на 6 месяцев, а 25.07.2007 был законсервирован на 1
год. 16.08.2007 произведена расконсервация агрегата и он был
установлен на двигатель Д-36 №7083601201076, о чем свидетельствует
запись в шестом разделе. Записи о выполненном ремонте стартера после
отказа 01.06.2007 в дубликате паспорта нет.
При оценке технического состояния исследуемого стартера СВ-36
№ 1214 были выявлены отсутствие заводских пломб (после четвертого
ремонта на АО «Мотор Сич») на контровочной проволоке стартера и
различная окраска комплектующих агрегатов. Этикетка с номером
агрегата установлена в не предусмотренном месте.
При разборке воздушного стартера СВ-36 № 1214 было
установлено, что он укомплектован диском турбины с номером Е-36.
Согласно информации АО «Мотор Сич» (письмо от 27.01.2014 исх.
№ ОТК-17/1897) при последнем ремонте стартера № 1214 он был
укомплектован диском турбины с номером Л-32.
193 Сборник №26