Page 197 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 197

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
            ОТКАЗЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ТВ3-117ВМА НА ВЕРТОЛЕТАХ КА-32
            ИЗ-ЗА РАЗРУШЕНИЙ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ КОМПРЕССОРА.

            Т.Г. Горохова
            Межгосударственный авиационный комитет
            А.А. Шанявский
            ГосЦентр безопасности полетов, д.т.н., профессор
            А.А. Тушенцов
            ГосЦентр безопасности полетов

                  В 2012-2013 гг.  зарегистрировано 5  авиационных  событий  с
            вертолетами  семейства  Ка-32,  связанных  с  отказами  двигателей
            ТВ3-117ВМА  из-за  разрушения  рабочих  лопаток I  ступени  турбины
            компрессора:
                  1. АПБЧЖ 26.07.2012 г.  вертолет  Ка-32АО RA-31579  ОАО  НПК
            «ПАНХ»,  в  районе  н/п  Эсто-Садок,  Краснополянский  район,  г. Сочи,
            Краснодарский край, Россия.
                  2. АП   09.08.2012  г.   вертолет   Ка-32Т  RA-31596  ОАО
            «Нефтеюганский ОАО», в районе н/п Фетхие, Турция. В результате АП
            погиб экипаж и служебные пассажиры. ВС полностью сгорело.
                  3. АПБЧЖ 03.09.2012 г. вертолет Ка-32А11ВС CS-HMO компании
            «ЕМА» Португалия, в районе н/п Мемория, г. Лейриа, Португалия.
                  4. Серьезный  инцидент 12.09.2012 г.  вертолет  Ка-32АО RA-31064
            ОАО НПК «ПАНХ», в районе г. Лимассол, Кипр.
                  5. АПБЧЖ 04.08.2013 г. вертолет Ка-32А11ВС C-GKHL компании
            VIN Helicopters, в районе н/п Белла Кула, Канада.
                  Во всех авиационных событиях отказы двигателей происходили в
            момент использования самого теплонапряженного режима, взлетного, в
            процессе  выполнения  работ  с  внешней  подвеской.  При  внешнего
            осмотре  отказавших  двигателей  в  полевых  условиях  обнаружены
            одинаковые повреждения лопаток свободной турбины.
                  Закончены исследования отказавших двигателей вертолетов Ка-32
            RA-31579 (Красная  Поляна), RA-31596 (Турция)  и RA-31064  (Кипр),  в
            результате  которых  установлено,  что  разрушение  рабочих  лопаток I
            ступени  турбины  компрессора  обусловлено  предельным  состоянием
            материала  и  накопленными  в  нем  повреждениями,  наиболее  вероятно  в
            виде сульфидной коррозии, в реальных условиях эксплуатации.
                  Как известно, турбина являются одним из наиболее нагруженных
            узлов  авиационного  газотурбинного  двигателя,  так  как  она  работает  в
            условиях одновременного воздействия высоких температур, напряжений
            и агрессивных сред.
                  Поэтому при проведении исследований особое внимание уделялось
            оценке работоспособности системы ограничения температуры газов перед
            турбиной, в которую входят электроколлектор термопар Т-102, регулятор
            температуры  РТ-12-6,  исполнительный  механизм  насоса-регулятора
            НР-3ВМА и электронный регулятор двигателя ЭРД-3ВМА, через который


                                            195                    Сборник №26
   192   193   194   195   196   197   198   199   200   201   202