Page 197 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 197
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
ОТКАЗЫ ДВИГАТЕЛЕЙ ТВ3-117ВМА НА ВЕРТОЛЕТАХ КА-32
ИЗ-ЗА РАЗРУШЕНИЙ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ КОМПРЕССОРА.
Т.Г. Горохова
Межгосударственный авиационный комитет
А.А. Шанявский
ГосЦентр безопасности полетов, д.т.н., профессор
А.А. Тушенцов
ГосЦентр безопасности полетов
В 2012-2013 гг. зарегистрировано 5 авиационных событий с
вертолетами семейства Ка-32, связанных с отказами двигателей
ТВ3-117ВМА из-за разрушения рабочих лопаток I ступени турбины
компрессора:
1. АПБЧЖ 26.07.2012 г. вертолет Ка-32АО RA-31579 ОАО НПК
«ПАНХ», в районе н/п Эсто-Садок, Краснополянский район, г. Сочи,
Краснодарский край, Россия.
2. АП 09.08.2012 г. вертолет Ка-32Т RA-31596 ОАО
«Нефтеюганский ОАО», в районе н/п Фетхие, Турция. В результате АП
погиб экипаж и служебные пассажиры. ВС полностью сгорело.
3. АПБЧЖ 03.09.2012 г. вертолет Ка-32А11ВС CS-HMO компании
«ЕМА» Португалия, в районе н/п Мемория, г. Лейриа, Португалия.
4. Серьезный инцидент 12.09.2012 г. вертолет Ка-32АО RA-31064
ОАО НПК «ПАНХ», в районе г. Лимассол, Кипр.
5. АПБЧЖ 04.08.2013 г. вертолет Ка-32А11ВС C-GKHL компании
VIN Helicopters, в районе н/п Белла Кула, Канада.
Во всех авиационных событиях отказы двигателей происходили в
момент использования самого теплонапряженного режима, взлетного, в
процессе выполнения работ с внешней подвеской. При внешнего
осмотре отказавших двигателей в полевых условиях обнаружены
одинаковые повреждения лопаток свободной турбины.
Закончены исследования отказавших двигателей вертолетов Ка-32
RA-31579 (Красная Поляна), RA-31596 (Турция) и RA-31064 (Кипр), в
результате которых установлено, что разрушение рабочих лопаток I
ступени турбины компрессора обусловлено предельным состоянием
материала и накопленными в нем повреждениями, наиболее вероятно в
виде сульфидной коррозии, в реальных условиях эксплуатации.
Как известно, турбина являются одним из наиболее нагруженных
узлов авиационного газотурбинного двигателя, так как она работает в
условиях одновременного воздействия высоких температур, напряжений
и агрессивных сред.
Поэтому при проведении исследований особое внимание уделялось
оценке работоспособности системы ограничения температуры газов перед
турбиной, в которую входят электроколлектор термопар Т-102, регулятор
температуры РТ-12-6, исполнительный механизм насоса-регулятора
НР-3ВМА и электронный регулятор двигателя ЭРД-3ВМА, через который
195 Сборник №26