Page 169 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 169
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Рис. 12. Вид излома по вскрытой трещине на участке «Д» (см. рис. 7)
вторичных очагов зарождения после сквозного прорастания
магистральной трещины на участке «А 1» (см. рис. 8). Излом
соответствует участку выхода трещины на поверхности радиусного
перехода размером 2,5 – 3 мм, опорного буртика диаметром 120 мм и
радиусного перехода размером 8 мм (см. рис. 4). Стрелками указано
расположение вторичных очагов разрушения.
На существование трещины на участке «А 2» в момент роста
трещины на участках «В» и «Г» указывает тот факт, что указанные
участки расположены в разных плоскостях излома.
На всех этапах распространения трещины в изломе были
сформированы макролинии усталостного разрушения. В зоне «А 1» шаг
макролиний равномерно возрастает по направлению разрушения.
Такая закономерность формирования макролиний соответствует
последовательности накопления повреждений в вале винта от полета к
полету. Каждое расстояние между соседними границами ступенек
соответствует продвижению трещины за один полет. Расчет показал,
что распространение трещины на участке «А 1» происходило в течение
около 25 полетов.
На участке «Б» развитие трещины происходило без видимого
формирования макролиний, что позволяет оценить рост трещины на этом
участке за один полет.
На участке «В» трещина распространилась с формированием одной
линии, что соотвествует одному полету.
На участке «Г» трещина распространилась с формированием 4
линий, что отражает развитие трещины за 4 полета.
На участке «Д» развитие трещины происходило в тот момент, когда
и развитие трещины на участке «Г». Поэтому дополнительной
длительности роста трещины формирование этого участка излома не дает.
Таким образом, на основании проведенной оценки
последовательности разрушения вала винта можно заключить
следующее. На первоначальном этапе разрушения «А 1» длительность
167 Сборник №26