Page 125 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 125

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
                  Таким  образом,  подводя  итог,  следует  еще  раз  подчеркнуть,  что
            дальнейшее развитие методологии расследования авиационных событий,
            дополненное  новыми  понятиями,  позволяет  с  системных  позиций,
            исключив  обвинительный  подход  к  оценке  действия  летчика
            (специалиста),  выявить  всю  цепочку  причинно-следственных  связей,
            установив  не  только  непосредственную  причину  нестандартного
            действия,  но  и  главную,  что  обеспечивает  в  конечном  счете  разработку
            эффективных профилактических рекомендаций. Без определения главной
            причины  и  ее  устранения  предупредить  повторение  случившегося  не
            возможно. «Ксерокс» трагедий будет продолжать работать.

            4. Процедура расследования авиационного события.
                  В  разработанной  автором «веерной»  модели  расследования
            реализуется  подход,  базирующийся  на  принципе  системности  в
            организации  производства  полетов,  что  предполагает  несколько  этапов
            самого процесса расследования (рис. 5).
                  В соответствие с данным подходом становится очевидным, что:
                  - любое  событие  многопричинно  (до  проявления  причины
            скрываются в виде опасных факторов);
                  - сами  причины  принадлежат  разным  уровням  авиационной
            системы;
                  - все   причины    находятся    в   причинно-следственных
            отношениях.
                  В  этой  связи,  расследование –  это  деятельность,  направленная
            на  установление  многоуровневых  причинно-следственных  связей
            развития авиационного события путем всестороннего анализа особой
            ситуации   полета   и   компонентов    авиационной   системы    с
            последующим обоснованием профилактических мероприятий.
                  Безусловно,  без  правильного  понимания  закономерностей
            построения и функционирования авиационно-транспортной системы,
            как,  впрочем,  и  содержания  учения «человеческий  фактор,  без
            создания  жестких  причинно-следственных  конструкций  развития
            авиационного  события  случайно  выделенные  причины (а  тем  более
            опасные  факторы)  превращаются  в  жонглерные  шарики.  Т. е.,
            сколько  жонглер-расследователь  захочет,  столько  и  достанет  их   из
            рукава,   как   захочет,   так   и   подбросит,   т. е.   представит
            общественности. Это опасный принцип расследования!!!
                  Исходя  из  сути  расследования  и  предложенного  его  определения,
            данная  деятельность  включает  три (обязательных!)  этапа,  которые
            сегодня, к сожалению, не реализуются:
                  - первый –  информационно-поисковый.  Цель  его –  установить
            активную причину авиационного события;
                  - второй этап – системно-аналитический. Цель его – определить
            главную причину авиационного события;
                  - третий  этап –  профилактический.  Цель  его –  обоснование
            профилактических  мероприятий,  направленных,  прежде  всего,  на

                                            123                    Сборник №26
   120   121   122   123   124   125   126   127   128   129   130