Page 253 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 253

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
            РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ
            ПРИЧИНЫ АВАРИИ БОЕВОГО ВЕРТОЛЕТА.

            З.Г. Омаров
            вице-президент ОРАП, доктор технических наук
            В.П. Савилов
            член ОРАП, кандидат технических наук
            М.А. Омельянов
            начальник НИЛЛ НИЦ (г. Люберцы) ЦНИИ ВВС МО РФ
            И.А. Уваров
            старший инженер НИЛЛ НИЦ (г. Люберцы) ЦНИИ ВВС МО РФ

                  29 октября 2013 года днем в простых метеоусловиях при подходе к
            точке  посадки (посадочная  площадка «Жулебино»  ЛИК  ОАО «Камов»)
            произошло аварийное приземление вертолета с частичным разрушением
            его конструкции и последующим пожаром на земле.
                  Вертолет  изготовлен  с  назначенным  и  гарантийным  ресурсами
            соответственно 1500 часов в течение 20 лет и 150 часов в течение 1,5 лет.
            Налет СНЭ составил 64 часа и 29 минут.
                  Комиссией  по  расследованию  авиационного  происшествия  было
            установлено,  что  причиной  аварийного  приземления  вертолета  явился
            отказ  системы  управления  вертолета,  обусловленный  разрушением  тяги
            управления шагом верхнего винта.
                  Для  определения  причины  разрушения  тяги,  ее  фрагменты  были
            направлены на исследование в НИЦ ЭРАТ.
                  Согласно  конструктивной  схеме,  тяга  управления  шагом
            верхнего  винта  расположена  внутри  вала  и  предназначена  для
            передачи  управляющего  воздействия  от  рычага  управления  шагом  на
            ползушку (рис. 1).
                  Тяга представляет собой сварную конструкцию длиной около 3,5 м,
            состоящую  из  верхнего  наконечника,  трубы 40х2х574 (далее  по  тексту
            «труба  40 мм»),  переходника,  трубы 50х1х2740  и  наконечника,
            изготовленных из стали марки 12Х18Н10Т.
                  Анализ  внешнего  вида  тяги  показал,  что  она  разделилась  на  два
            фрагмента (рис. 2).  Разрушение  тяги  произошло  в  районе  сварного
            соединения верхнего наконечника и трубы 40 мм.
                  Линия разрушения прошла по краю сварного шва таким образом, что
            его  бóльшая  часть  осталась  на  отделившемся  верхнем  наконечнике,  а
            мéньшая – на трубе (рис. 3). Причем, как с наружной, так и с внутренней
            поверхности, форма сварного шва неровная, со значительными изгибами и
            наплывами.  Корень  шва  неравномерный,  прерывистый,  на  отдельных
            участках внутренней поверхности полностью отсутствует (рис. 4)
                  В  ходе  исследования  была  выполнена  оценка  соответствия
            требованиям  чертежей  основных  размеров,  определяющих  площадь
            поперечного  сечения  деталей  вблизи  места  разрушения.  Выполненные
            измерения  показали,  что  размеры  деталей  соответствуют  требованиям
            конструкторской и нормативно-технической документации.

                                            251                    Сборник №26
   248   249   250   251   252   253   254   255   256   257   258