Page 249 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 249
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Анализ внешнего вида опорных поверхностей проушин показал
отсутствие требуемых площадок Д, а также следов обработки
специальным инструментом. Скорее всего, при изготовлении серьги,
данные участки подвергались ручной механической обработке, причем
не по всему периметру отверстий. Там, где расположены повреждения
от головок болтов, вообще отсутствуют следы выборки материала (см.
рисунки 9б и 10б, стрелки 2).
Измерения, выполненные в четырех сечениях вокруг отверстий в
пределах 18 мм, показали весьма значительный разброс значений толщины
проушин, а по месту расположения повреждений от головок болтов толщина
проушин на 0,25…0,28 мм превосходит максимально допустимую величину
(см. таблицу 1, значения выделены жирным шрифтом).
Следовательно, отсутствие полного прилегания головок болтов к
опорным поверхностям проушин в процессе эксплуатации обусловлено
дефектом изготовления серьги, заключающимся в отсутствии
предусмотренных чертежом 800.00.3300.0350СБ площадок Д под
головки болтов.
Таблица 1. Результаты измерений геометрических характеристик серьги
Фактические значения Фактические значения
Размер по
чертежу, мм параметров на проушине с параметров на проушине с
неразрушенным болтом, мм разрушенным болтом, мм
79±0,3 79,00…79,09
87±0,1 87,19 86,99
10 +0,05 +0,028 10,02…10,04 10,02…10,04
I II III IV I II III IV
10±0,2
9,87 10,21 10,45 9,95 9,78 9,73 10,48 9,67
Таким образом, разрушение болта крепления серьги верхнего узла
навески руля направления вертолета усталостное и обусловлено дефектом
изготовления серьги, заключающимся в отсутствии предусмотренных
чертежом площадок под головки болтов. Дефект производственный.
Усталостное разрушение болта обусловлено с одной стороны,
действием на его головку изгибающего момента (рисунок 11), а, с
другой стороны, износом вблизи галтельного перехода цилиндрической
части к головке.
Действие на головку болта изгибающего момента в процессе
эксплуатации обусловлено ее не полным прилеганием к опорной
поверхности проушины из-за дефекта изготовления серьги, а
изнашивание болта обусловлено его микроперемещениями относительно
втулки серьги. Кроме того, в составе узла контакт торцов втулок киля и
серьги происходил в условиях перекоса.
Римскими цифрами обозначены сечения проушин, показанные на рисунках 9б и 10б.
Предельные отклонения по ОСТ 1 00022-80.
247 Сборник №26