Page 250 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 250
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Несмотря на такое разнообразие факторов, они в действительности
взаимосвязаны между собой. Главным (определяющим) фактором
разрушения явилось отсутствие ровной площадки под головку болта.
Рисунок 11. Действие на головку болта изгибающего момента.
В процессе эксплуатации вертолета, за счет действия
дополнительной динамической нагрузки, происходило увеличение
напряжений в поверхностном слое материалов серьги и головки болта
на локальном участке их контакта. Материал серьги (алюминиевый
сплав) обладает меньшей прочностью по сравнению с материалом болта
(сталь). Поэтому на локальном участке контакта происходила
многократная пластическая деформация поверхностного слоя материала
серьги с образованием вмятины.
Образование вмятины привело к уменьшению усилия затяжки
болта и, как следствие, к увеличению его подвижности относительно
втулки серьги. Возникшие в результате циклические микроперемещения
болта относительно втулки привели к их взаимному изнашиванию. Износ
поверхности галтели головки болта в сочетании с действующими в этом
районе нерасчетными напряжениями привели к возникновению и
развитию усталостной трещины.
Аналогичные процессы происходили и по месту установки второго
болта, но из-за более низкого уровня нерасчетного нагружения их
интенсивность была значительно меньше.
За весь период эксплуатации вертолетов данного типа, данный
случай разрушения болта произошел впервые. Следует отметить, что в
ходе выполненного сразу после этого случая разрушения болта целевого
осмотра узлов крепления руля направления на всем парке вертолетов, в
той же эксплуатирующей организации было обнаружено разрушение
аналогичного болта на другом вертолете, который имел налет с начала
эксплуатации 110 часов.
Сборник №26 248