Page 250 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 250

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
               Несмотря на такое разнообразие факторов, они в действительности
          взаимосвязаны  между  собой.  Главным (определяющим)  фактором
          разрушения явилось отсутствие ровной площадки под головку болта.






















               Рисунок 11. Действие на головку болта изгибающего момента.
               В  процессе  эксплуатации  вертолета,  за  счет  действия
         дополнительной  динамической  нагрузки,  происходило  увеличение
          напряжений  в  поверхностном  слое  материалов  серьги  и  головки  болта
         на  локальном  участке  их  контакта.  Материал  серьги (алюминиевый
          сплав) обладает меньшей прочностью по сравнению с материалом болта
         (сталь).  Поэтому  на  локальном  участке  контакта  происходила
         многократная пластическая деформация поверхностного слоя материала
         серьги с образованием вмятины.
               Образование  вмятины  привело  к  уменьшению  усилия  затяжки
         болта  и,  как  следствие,  к  увеличению  его  подвижности  относительно
         втулки серьги. Возникшие в результате циклические микроперемещения
          болта относительно втулки привели к их взаимному изнашиванию. Износ
         поверхности галтели головки болта в сочетании с действующими в этом
         районе  нерасчетными  напряжениями  привели  к  возникновению  и
         развитию усталостной трещины.
               Аналогичные процессы происходили и по месту установки второго
         болта,  но  из-за  более  низкого  уровня  нерасчетного  нагружения  их
          интенсивность была значительно меньше.
               За  весь  период  эксплуатации  вертолетов  данного  типа,  данный
          случай  разрушения  болта  произошел  впервые.  Следует  отметить,  что  в
          ходе выполненного сразу после этого случая разрушения болта целевого
          осмотра  узлов  крепления руля  направления  на  всем  парке вертолетов, в
          той  же  эксплуатирующей  организации  было  обнаружено  разрушение
          аналогичного  болта  на  другом  вертолете,  который  имел  налет  с  начала
          эксплуатации 110 часов.


          Сборник №26                    248
   245   246   247   248   249   250   251   252   253   254   255