Page 235 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 235
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Анализ управляющих действий пилота (энергичный разворот для
захода на посадку (1,5 мин от прохода над площадкой до посадки на
нее), выход на посадочный курс 234 на высоте менее 40 м за 12 сек до
приземления, позднее увеличение шага НВ (на геометрической высоте
20 м), большая вертикальная скорость снижения (-2,8…-2,6 м/сек на
высоте менее 40 м) свидетельствует о том, что экипаж не учел
метеорологических и орографических особенностей посадочной
площадки, на которой при север-северо-западном (350) ветре 8 м/сек,
порывы до 12 м/сек, имела место значительная турбулентность, и не
смог своевременно парировать воздействия порывов ветра на вертолет,
что в итоге привело к недопустимому углу тангажа к моменту посадки и
приземлению вертолета на хвостовую пяту и рулевой винт.
Перед посадкой экипажу необходимо было более точно определить
направление ветра на площадке, учитывая ее расположение с
подветренной стороны гор, и заблаговременно и плавно увеличивать
общий шаг несущего винта для зависания над посадочной площадкой на
высоте, рекомендованной РЛЭ.
Примечание: Пункт 4.14.11. РЛЭ: «Направление ветра на площадке
определяется по наклону деревьев и кустарников, ряби
воды, дыму, пыли, а также сбросом ветроуказателей или
использованием ракет и дымовых шашек, либо по
направлению сноса вертолета при полете с минимальной
скоростью».
По имеющейся информации, данная площадка неоднократно
использовалась экипажем для посадки вертолета. Вполне естественно, что
место, выбранное для посадочной площадки, можно было расчистить от
различных препятствий, четко обозначить ее границы и по ее углам
установить флаги-ветроуказатели, как это рекомендует РЛЭ вертолета.
Примечание: Пункт 4.14.19. РЛЭ: «Если площадка, подобранная с
воздуха, предназначена для многократного использования,
рекомендуется расчистить ее от мелких препятствий в
направлении взлета и посадки (крупных камней, кустов
и т.п.) и установить флаги-ветроуказатели».
ВЫВОДЫ
1. Разовых команд и аналоговых параметров, свидетельствующих
об отказах авиационной техники, в процессе полета вертолета Ми-8Т
JU-5566 не зарегистрировано.
2. Перед приземлением, в результате воздействия на вертолет
Ми-8Т JU-5566 ветровых возмущений и управляющих действий пилота в
продольном канале произошло возрастание угла тангажа до 12...13 на
кабрирование, что привело к касанию хвостовой пятой, а затем и рулевым
винтом поверхности земли до приземления вертолета на основные стойки
шасси. При касании рулевым винтом поверхности земли его лопасти
разрушились и вертолет начал разворачиваться влево с одновременным
развитием правого крена.
233 Сборник №26