Page 239 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 239
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
устанавливается ось руля (рисунок 2). В отверстия проушин киля и серьги
на сыром грунте установлены стальные втулки с буртиками 1-8-10-10-1-
Хим.Пас-ОСТ 1 11125-73.
При сборке узла цилиндрические части болтов покрывается тонким
слоем смазки АМС-3. Болты затягиваются гайками с моментом
15,6±1,76 Нм, которые стопорятся по ОСТ 1 39502-77 шплинтами. При
этом совпадение отверстия в болте и прорези в гайке обеспечивается,
либо большей затяжкой, но не более 1/12 оборота, либо подбором шайб.
Рисунок 2. Конструкция руля направления и верхнего узла его навески.
В результате исследования было установлено, что разрушение болта
произошло вблизи галтельного перехода от цилиндрической части к
головке (см. рисунок 1б, стрелка), которая на исследование не поступила.
Сохранившийся фрагмент болта поступил с шайбой и законтренной гайкой.
Шплинт установлен в соответствии с требованиями ОСТ 1 39502-77.
Второй (неразрушенный) болт поступил на исследование также с
шайбой и с установленной гайкой, но без шплинта (см. рисунок 1б). Гайка
свободно, от усилий руки перемещается по резьбовой части болта.
Гайки болтов внешних существенных повреждений не имеют. Их
резьбовая часть не деформирована, следов коррозионного поражения нет.
Резьбовая часть разрушенного болта также не деформирована,
заметных механических повреждений и следов коррозии не имеет
(рисунок 3а). Однако на его цилиндрической поверхности, вблизи излома
(рисунок 3б) и в центральной части (рисунок 3г), имеются повреждения в
виде значительно окисленных участков с повышенной, нерегулярной
шероховатостью и с четко ориентированными следами пластической
деформации материала поверхностного слоя (рисунок 3в, д).
237 Сборник №26