Page 232 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 232
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
посадочной площадкой с курсом 42 (Рис. 3). После этого вначале был
выполнен правый разворот с кренами до 25 до курса 270, а затем и
доворот с выходом на линию посадочного курса 234 (Рис. 3 и 4).
Находясь в развороте, вертолет с геометрической высоты ~100 м был
переведен на снижение для производства посадки.
Посадочная масса вертолета перед посадкой составляла 10125 кг,
центровка +230 мм, что не выходило за пределы требований РЛЭ Ми-8Т.
Разрешенная масса для посадки по вертолетному без учета влияния
«воздушной подушки» для условий посадки (высота 1000 м, температура
минус 4С, при безветрии), согласно номограммы (РЛЭ, 3.1, лист 12),
составляла примерно 11400 кг.
Анализ управляющих действий пилота по крену показал, что
характер и знак изменения угла крена соответствовал отклонению ручки
управления циклическим шагом в поперечном канале от взлета и до
момента времени 04:53:20, а в интервале времени 04:53:21…04:53:30
(примерно за 16 сек до прекращения записи БУР) взаимосвязь этих
параметров прекратилась (Рис. 2): на высоте примерно 50 м, при
практически неподвижной ручке управления циклическим шагом по крену,
вертолет начал самопроизвольно крениться влево с угла крена +4 до -6, на
что пилот отреагировал отклонением ручки управления вправо с -0,5
до -1,3, т.е. его действие было направлено на парирование развития левого
крена. Такое несоответствие изменения этих двух параметров может
свидетельствовать о воздействии ветра на вертолет в поперечном канале.
Примерно за 10 сек до прекращения записи БУР (с момента времени
04:53:30), на высоте ~30 м, зарегистрировано самопроизвольное увеличение
угла тангажа с 5 сначала до 11, а затем, до 13 при неизменных
положениях общего шага несущего винта и ручки управления циклическим
шагом в продольном канале (Рис. 2). Увеличение угла тангажа при
отсутствии управляющих действий пилота может быть так же связано с
воздействием ветра на вертолет в продольном канале.
С момента времени 04:53:32 (примерно за 9 сек до прекращения
записи БУР) пилот перед приземлением, находясь на курсе 233, для
парирования роста вертикальной скорости снижения вертолета начал
увеличивать общий шаг несущего винта, доведя его до значения 12 к
моменту прекращения записи БУР. Одновременно с увеличением
общего шага несущего винта пилот выполнял колебательные
отклонения ручки управления циклическим шагом в продольном канале
«от себя» – «на себя» и отклонение ручки управления циклическим
шагом в поперечном канале, стремясь, таким образом, парировать
воздействие на вертолет ветровых возмущений (Рис. 2).
К моменту приземления вертолета (около 04:53:39) в результате
одновременного воздействия на вертолет ветровых возмущений и
управляющих действий пилота в продольном канале угол тангажа
вертолета составил 12 на кабрирование, что привело к касанию хвостовой
пятой, а затем и рулевым винтом поверхности земли. Приземление
вертолета произошло с вертикальной скоростью -2,6 м/сек и с недолетом до
Сборник №26 230