Page 234 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 234
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
волн, образующихся над горами и позади них, если ветер относительно
препятствия направлен под прямым углом или близким к нему.
Согласно прогнозу погоды по площади, где расположена
посадочная площадка, а также фактической погоде ближайшего пункта
метеонаблюдений Мэнгэнморьт (110 км от посадочной площадки), в
момент посадки был север-северо-западный (350) ветер 8 м/сек,
порывы до 12 м/сек.
При таком направлении ветра (под углом к горному хребту) и
расположении посадочной площадки с подветренной стороны гор в месте
посадки могли иметь место:
- развитие нисходящих воздушных потоков с гор;
- наличие вертикальных и горизонтальных сдвигов ветра, при этом,
наиболее значительные сдвиги ветра наблюдаются в нижнем 30-метровом
слое атмосферы над неровностями рельефа;
- орографическая турбулентность воздуха.
В области подветренных волн образуются восходящие и
нисходящие потоки. По мере приближения к склону хребта может
значительно возрастать интенсивность болтанки вертолета. Полеты
вертолетов в таких условиях сильно затруднены и не безопасны.
Пункт 4.14.8. РЛЭ вертолета Ми-8Т предупреждает об этом
экипаж.
Примечание: Пункт 4.14.8. РЛЭ: «При ветре свыше 5 м/сек не
рекомендуется подбирать посадочные площадки с
подветренной стороны массивных препятствий: стен,
гребней гор и т.п., а также с подветренной стороны
опушки леса, так как при приближении к таким
препятствиям вертолет попадает в зону повышенной
турбулентности нисходящего воздушного потока, а в
непосредственной близости от препятствий, ниже их
– в зону «затенения», в которой скорость ветра
может быть значительно меньше, чем над
препятствиями. В случае необходимости посадки на
такую площадку посадочная масса вертолета должна
быть рассчитана для условий посадки без
использования влияния «воздушной подушки».
Зависание рекомендуемся, по возможности, выполнять
выше препятствий или на высоте не менее 20 м с
последующим вертикальным снижением вертолета
вплоть до приземления. В процессе вертикального
снижения необходимо быть готовым к парированию
резкой просадки вертолета из-за попадания в зону
«затенения». Для предотвращения просадки
вертолета общий шаг несущего винта необходимо
увеличивать заблаговременно и плавно, не допускать
уменьшения частоты вращения винта ниже
допустимой».
Сборник №26 232