Page 233 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 233
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
намеченной пилотом площадки на поверхность, имеющую неровности и
незначительный уклон «вперед», что способствовало при большом
посадочном угле тангажа первичному (перед приземлением на колеса)
касанию хвостовой пятой, а затем и рулевым винтом поверхности земли.
В 04:53:41 произошло прекращение записи параметров полета
вертолета Ми-8Т JU-5566 системой БУР-1-2Ж. Прекращение записи,
наиболее вероятно, было вызвано сильной вибрацией, возникшей от
ударов лопастями рулевого и несущего винтов о землю.
При касании рулевым винтом поверхности земли его лопасти
разрушились и вертолет начал разворачиваться влево под действием
несбалансированного реактивного момента от несущего винта (до
разрушения лопастей рулевого винта этот разворачивающий момент
уравновешивался рулевым винтом) с одновременным развитием
правого крена.
Приземление вертолета произошло на правую основную стойку
шасси. Лопасти несущего винта сначала коснулись кустарника, а
затем, по мере увеличения правого крена, произошло их касание
поверхности земли с последующим их разрушением. Вертолет, при
этом, опираясь на правое основное колесо, продолжал разворачиваться
влево и завалился на правый борт, развернувшись примерно на 280 по
курсу (с 233 влево до 315). После остановки вертолета двигатели
продолжали работать, о чем свидетельствует яма под втулкой
несущего винта, из которой был выброшен грунт остатками комлей
лопастей вращающейся втулки несущего винта.
Продолжительность последнего полета вертолета Ми-8Т JU-5566,
согласно записям системы БУР-1-2Ж, составила 1 час 09 мин 21 сек.
Разовых команд и аналоговых параметров, которые
свидетельствовали бы о нештатной работе и отказах авиационной
техники, на записях системы БУР-1-2Ж в процессе всего полета не
зарегистрировано.
Таким образом, из анализа изменения параметров,
зарегистрированных системой БУР-1-2Ж, можно сделать вывод о том, что
при выполнении посадки вертолет с высоты 50 м и ниже попал в
значительную атмосферную турбулентность.
Посадка вертолета выполнялась на площадку, подобранную с
воздуха, которая находится на берегу горной реки, протекающей у
южного подножия гор, крутые склоны которых начинаются сразу же за
рекой (Рис. 3 и 4). Превышение ближайших к месту посадки вершин
составляет ~ 300 м относительно посадочной площадки.
При обтекании горного препятствия воздушным потоком над
вершиной хребта и с его подветренной стороны образуются волны,
7
называемые подветренными, или волнами препятствий . Это частный вид
7 Глазунов В.Г. «Вертикальные сдвиги ветра в приземном слое атмосферы при различном
периоде осреднения данных измерения ветра». Труды Гидрометцентра СССР, Вып. 213
1979 год.
231 Сборник №26