Page 233 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 233

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
            намеченной  пилотом  площадки  на  поверхность,  имеющую  неровности  и
            незначительный  уклон «вперед»,  что  способствовало  при  большом
            посадочном  угле  тангажа  первичному (перед  приземлением  на  колеса)
            касанию хвостовой пятой, а затем и рулевым винтом поверхности земли.
                  В 04:53:41  произошло  прекращение  записи  параметров  полета
            вертолета  Ми-8Т JU-5566  системой  БУР-1-2Ж.  Прекращение  записи,
            наиболее  вероятно,  было  вызвано  сильной  вибрацией,  возникшей  от
            ударов лопастями рулевого и несущего винтов о землю.
                  При  касании  рулевым  винтом  поверхности  земли  его  лопасти
            разрушились  и  вертолет  начал  разворачиваться  влево  под  действием
            несбалансированного  реактивного  момента  от  несущего  винта  (до
            разрушения лопастей рулевого винта этот разворачивающий момент
            уравновешивался  рулевым  винтом)  с  одновременным  развитием
            правого крена.
                  Приземление вертолета произошло на правую основную стойку
            шасси.  Лопасти  несущего  винта  сначала  коснулись  кустарника,  а
            затем,  по  мере  увеличения  правого  крена,  произошло  их  касание
            поверхности  земли  с  последующим  их  разрушением.  Вертолет,  при
            этом, опираясь на правое основное колесо, продолжал разворачиваться
            влево и завалился на правый борт, развернувшись примерно на 280 по
            курсу (с 233  влево  до 315).  После  остановки  вертолета  двигатели
            продолжали  работать,  о  чем  свидетельствует  яма  под  втулкой
            несущего  винта,  из  которой  был  выброшен  грунт  остатками  комлей
            лопастей вращающейся втулки несущего винта.
                  Продолжительность  последнего  полета  вертолета  Ми-8Т JU-5566,
            согласно записям системы БУР-1-2Ж, составила 1 час 09 мин 21 сек.
                  Разовых   команд    и   аналоговых    параметров,   которые
            свидетельствовали  бы  о  нештатной  работе  и  отказах  авиационной
            техники,  на  записях  системы  БУР-1-2Ж  в  процессе  всего  полета  не
            зарегистрировано.
                  Таким    образом,   из   анализа    изменения   параметров,
            зарегистрированных системой БУР-1-2Ж, можно сделать вывод о том, что
            при  выполнении  посадки  вертолет  с  высоты 50 м  и  ниже  попал  в
            значительную атмосферную турбулентность.
                  Посадка  вертолета  выполнялась  на  площадку,  подобранную  с
            воздуха,  которая  находится  на  берегу  горной  реки,  протекающей  у
            южного  подножия  гор,  крутые  склоны  которых  начинаются  сразу же  за
            рекой (Рис. 3  и 4).  Превышение  ближайших  к  месту  посадки  вершин
            составляет ~ 300 м относительно посадочной площадки.
                  При  обтекании  горного  препятствия  воздушным  потоком  над
            вершиной  хребта  и  с  его  подветренной  стороны  образуются  волны,
                                                            7
            называемые подветренными, или волнами препятствий . Это частный вид

            7  Глазунов В.Г. «Вертикальные сдвиги ветра в приземном слое атмосферы при различном
             периоде осреднения данных измерения ветра». Труды Гидрометцентра СССР, Вып. 213
             1979 год.
                                            231                    Сборник №26
   228   229   230   231   232   233   234   235   236   237   238