Page 226 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 226

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
          характеризует разрушение материала в условиях существенного влияния
          сдвиговой нагрузки при однократном приложении внешнего воздействия.
               Таким  образом,  лопатки  первой  ступени  КВД  двигателя  самолета
          Боинг 747-400F  VP-BIM  были  повреждены  и  разрушены  в  момент
          соударений с  посторонним  предметом. При осмотре 16.03.2013 двигателя
          второй силовой установки самолета Боинг 747-400F VP-BIM после отказа
          двигателя  третьей  силовой  установки 14.03.2013  было  выявлено
          разбандажирование   лопаток   первой   ступени   КВД.   Поскольку
          разбандажирование   полок   на   указанном   двигателе   происходило
          неоднократно, а в первый раз оно произошло при соударениях  лопаток с
         посторонним  предметом,  то,  наиболее  вероятно  указанные  соударения
          произошли в предшествующий период эксплуатации, то есть до 14.03.2013.

                        2. Результаты спектрального анализа
               Анализ  проводился  на  лазерном  микроанализаторе LMA-10  при
         условиях: U L = 0,8 кВ, U искр. =3,5 кВ, модулятор добротности в положении
          3,  щель  спектрографа 20 мкм,  α=5,75,  экспозиция  четыре  импульса.
          Исследование проведено на лопатках №№ 5, 14, 19 и 36 первой ступени
          КВД двигателя самолета Боинг 747-400F VP-BIM. Кроме этого проведен
         анализ материала образцов проволоки, обнаруженной в двигателе силовой
         установки  № 3  этого  самолета  и  на  перроне  в  аэропорту «Емельяново»
         (г. Красноярск), материала поверхностей отмеченных лопаток вне забоин
          и по поверхностям забоин от соударения с посторонними предметами.
               2.1 Двигатель самолета Боинг 747-400F VQ-BHE
               Было проанализировано состояние материала лопаток №№ 18, 34 и
          Б/Н,  материала  образцов  проволоки,  обнаруженной  в  двигателе  силовой
          установки  № 3  этого  самолета  и  на  перроне  в  аэропорту «Емельяново»
          (г. Красноярск), а также материала поверхностей отмеченных лопаток вне
          забоин  и  по  поверхностям  забоин  от  соударения  с  посторонними
          предметами (см. рис. 7-9). Дополнительно исследована поверхность в зоне
          образования вмятины диаметром около 1,5 мм на лопатке Б/Н (см. рис. 10).
               Основной  материал  лопаток  КВД  содержит  титан (основа),
         алюминий, ванадий и железо.
               По содержанию железа (основа), марганца, хрома и никеля материал
         образцов  стальной  проволоки  диаметрами 0,47 мм  и 0,8 мм  относится  к
          стали типа углеродистой. На поверхности имеются следы цинка.
               В  материале  по  поверхностям  забоин  на  лопатке  № 34  и  в  зоне
         вмятины  на  лопатке  Б/Н,  в  отличие  от  материала  поверхностей  лопаток
         вне  повреждений,  обнаружено  повышенное  содержание  железа (Fe),  а
         также выявлен хром (Cr) и никель (Ni) в количестве, превышающем его
          содержание  в  материале  углеродистой  стали,  из  которой  изготовлены
          образцы  представленной  на  исследование  проволоки (рис. 19,  20).  В
          материале  по  поверхности  забоины  на  лопатке  № 18  не  выявлено
         химических  элементов,  не  содержащихся  в  основном  материале.
         Наиболее  вероятно  указанное  повреждение  нанесено  разрушенным
         фрагментом другой лопатки и является вторичным.

          Сборник №26                    224
   221   222   223   224   225   226   227   228   229   230   231