Page 226 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 226
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
характеризует разрушение материала в условиях существенного влияния
сдвиговой нагрузки при однократном приложении внешнего воздействия.
Таким образом, лопатки первой ступени КВД двигателя самолета
Боинг 747-400F VP-BIM были повреждены и разрушены в момент
соударений с посторонним предметом. При осмотре 16.03.2013 двигателя
второй силовой установки самолета Боинг 747-400F VP-BIM после отказа
двигателя третьей силовой установки 14.03.2013 было выявлено
разбандажирование лопаток первой ступени КВД. Поскольку
разбандажирование полок на указанном двигателе происходило
неоднократно, а в первый раз оно произошло при соударениях лопаток с
посторонним предметом, то, наиболее вероятно указанные соударения
произошли в предшествующий период эксплуатации, то есть до 14.03.2013.
2. Результаты спектрального анализа
Анализ проводился на лазерном микроанализаторе LMA-10 при
условиях: U L = 0,8 кВ, U искр. =3,5 кВ, модулятор добротности в положении
3, щель спектрографа 20 мкм, α=5,75, экспозиция четыре импульса.
Исследование проведено на лопатках №№ 5, 14, 19 и 36 первой ступени
КВД двигателя самолета Боинг 747-400F VP-BIM. Кроме этого проведен
анализ материала образцов проволоки, обнаруженной в двигателе силовой
установки № 3 этого самолета и на перроне в аэропорту «Емельяново»
(г. Красноярск), материала поверхностей отмеченных лопаток вне забоин
и по поверхностям забоин от соударения с посторонними предметами.
2.1 Двигатель самолета Боинг 747-400F VQ-BHE
Было проанализировано состояние материала лопаток №№ 18, 34 и
Б/Н, материала образцов проволоки, обнаруженной в двигателе силовой
установки № 3 этого самолета и на перроне в аэропорту «Емельяново»
(г. Красноярск), а также материала поверхностей отмеченных лопаток вне
забоин и по поверхностям забоин от соударения с посторонними
предметами (см. рис. 7-9). Дополнительно исследована поверхность в зоне
образования вмятины диаметром около 1,5 мм на лопатке Б/Н (см. рис. 10).
Основной материал лопаток КВД содержит титан (основа),
алюминий, ванадий и железо.
По содержанию железа (основа), марганца, хрома и никеля материал
образцов стальной проволоки диаметрами 0,47 мм и 0,8 мм относится к
стали типа углеродистой. На поверхности имеются следы цинка.
В материале по поверхностям забоин на лопатке № 34 и в зоне
вмятины на лопатке Б/Н, в отличие от материала поверхностей лопаток
вне повреждений, обнаружено повышенное содержание железа (Fe), а
также выявлен хром (Cr) и никель (Ni) в количестве, превышающем его
содержание в материале углеродистой стали, из которой изготовлены
образцы представленной на исследование проволоки (рис. 19, 20). В
материале по поверхности забоины на лопатке № 18 не выявлено
химических элементов, не содержащихся в основном материале.
Наиболее вероятно указанное повреждение нанесено разрушенным
фрагментом другой лопатки и является вторичным.
Сборник №26 224