Page 222 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 222
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Рельеф излома лопатки сглаженный, с низкой шероховатостью и
элементами строчечности, что типично для разрушения титановых
сплавов в области многоцикловой усталости (см. рис. 12).
От поверхности магистрального разрушения вдоль зоны
механического повреждения образовались вторичные (поперечные)
трещины в перпендикулярном направлении по отношению к плоскости
излома (рис. 13). Они зародились с поверхности излома лопатки и
распространялись уже после того, как излом магистральной трещины был
сформирован. На это указывает четкая граница берегов магистральной
трещины при ее постепенном раскрытии по направлению роста.
Рис. 13. Виды одной из вторичных трещин при разном увеличении
образованных перпендикулярно к магистральному излому.
В зоне очага разрушения лопатки № 19 было выявлено три
макролинии усталостного разрушения и одна линия была выявлена около
зоны окончательного разрушения отделившегося фрагмента лопатки.
Четыре макролинии указывают на четырехкратную смену условий
нагружения лопатки в связи с четырьмя циклами запуска и остановки
двигателя (четырьмя полетами воздушного судна).
Таким образом, развитие трещины в лопатке № 19 КВД двигателя
самолета Боинг 747-400F VQ-BHE после нанесения повреждения
происходило в течение не менее четырех полетов. Необходимо
подчеркнуть, что для зарождения трещины после нанесения повреждения
от поверхности без надрыва материала в сжатой после деформации зоне
требуется, по крайней мере, один полет. Поэтому суммарную наработку
самолета Боинг 747-400F VQ-BHE после нанесения повреждения на
лопатку № 19 КВД двигателя силовой установки № 2 следует оценивать
не менее чем в пять полетов.
1.2 Лопатки двигателя самолета Боинг 747-400F VP-BIM
На поверхностях бандажных полок лопаток первой ступени КВД
имеются следы механических повреждений, возникшие в результате
взаимного контакта при разбандажировании (рис. 14). При этом на
бандажных полках лопаток №№ 13, 14, 17, 20, 21, 26, 32 и 36 следы
взаимного контакта при разбандажировании наблюдаются на обеих
Сборник №26 220