Page 222 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 222

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
               Рельеф  излома  лопатки  сглаженный,  с  низкой  шероховатостью  и
          элементами  строчечности,  что  типично  для  разрушения  титановых
          сплавов в области многоцикловой усталости (см. рис. 12).
               От   поверхности   магистрального  разрушения  вдоль   зоны
          механического  повреждения  образовались  вторичные (поперечные)
          трещины  в  перпендикулярном  направлении  по  отношению  к  плоскости
          излома (рис. 13).  Они  зародились  с  поверхности  излома  лопатки  и
          распространялись уже после того, как излом магистральной трещины был
          сформирован.  На  это  указывает  четкая  граница  берегов  магистральной
          трещины при ее постепенном раскрытии по направлению роста.

















          Рис. 13.  Виды  одной  из  вторичных  трещин  при  разном  увеличении
          образованных перпендикулярно к магистральному излому.

               В  зоне  очага  разрушения  лопатки  № 19  было  выявлено  три
          макролинии усталостного разрушения и одна линия была выявлена около
          зоны  окончательного  разрушения  отделившегося  фрагмента  лопатки.
          Четыре  макролинии  указывают  на  четырехкратную  смену  условий
          нагружения  лопатки  в  связи  с  четырьмя  циклами  запуска  и  остановки
          двигателя (четырьмя полетами воздушного судна).
               Таким образом, развитие трещины в лопатке № 19 КВД двигателя
          самолета  Боинг 747-400F  VQ-BHE  после  нанесения  повреждения
          происходило  в  течение  не  менее  четырех  полетов.  Необходимо
          подчеркнуть, что для зарождения трещины после нанесения повреждения
          от поверхности без надрыва материала в сжатой после деформации зоне
         требуется, по крайней мере, один полет. Поэтому суммарную наработку
         самолета  Боинг 747-400F  VQ-BHE  после  нанесения  повреждения  на
         лопатку № 19 КВД двигателя силовой установки № 2 следует оценивать
         не менее чем в пять полетов.

                1.2 Лопатки двигателя самолета Боинг 747-400F VP-BIM
               На  поверхностях  бандажных  полок  лопаток  первой  ступени  КВД
          имеются  следы  механических  повреждений,  возникшие  в  результате
          взаимного  контакта  при  разбандажировании (рис. 14).  При  этом  на
          бандажных  полках  лопаток  №№ 13, 14,  17, 20, 21, 26, 32  и 36  следы
          взаимного  контакта  при  разбандажировании  наблюдаются  на  обеих

          Сборник №26                    220
   217   218   219   220   221   222   223   224   225   226   227