Page 218 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 218
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Противоизносное покрытие торца бандажной полки лопатки
№ 19, сопряженного с торцом лопатки № 18, практически полностью
разрушено с последующими вторичными повреждениями основного
материала. На указанном торце бандажной полки в основном материале
на участке около выкружки наблюдается интенсивный износ в виде
углубления, образовавшийся в результате нерасчетного взаимодействия
с сопряженным углом бандажной полки лопатки № 18. Выработка
основного материала торца бандажной полки лопатки № 19 происходила
на участке, прилегающем к внешней стороне. На краевых участках
торца бандажной полки (со стороны лопатки № 18) наблюдаются следы
сдвига материала, как в направлении внешней поверхности, так и в
направлении внутренней поверхности.
Противоизносное покрытие торца бандажной полки лопатки № 19,
сопряженного с торцом лопатки № 20, разрушено фрагментарно в
результате сколов с последующими вторичными повреждениями
основного материала. Покрытие сохранилось на участке торца этой
бандажной полки, прилегающем к выкружке.
Характер повреждений бандажных полок лопаток первой ступени
КВД двигателя самолета Боинг 747-400F VQ-BHE указывает на то, что в
процессе его эксплуатации разбандажирование происходило неоднократно.
Первичное разбандажирование произошло при соударениях лопаток с
посторонним предметом. При указанных соударениях произошли
фрагментарные сколы противоизносного покрытия торцов бандажных
полок на части лопаток и деформации внешних (относительно полок)
частей лопаток в направлении против рабочего вращения в сечениях
расположения бандажных полок. Отсутствие разрушений
противоизносного покрытия на лопатке б/н и признаков повышенного
износа на сохранившихся участках покрытия торцов других лопаток этого
двигателя указывает на то, что разбандажирование лопаток не связано с
износом их торцов и с отсутствием натяга между бандажными полками.
Вторичные разбандажирования лопаток были обусловлены
приобретенными повреждениями от соударений с посторонним предметом.
На лопатке № 18 имеется угловое разрушение входной кромки
(рис. 7). На поверхности корыта лопатки рядом с сечением разрушения
наблюдается след от соударения с посторонним предметом в виде сдвига
материала. Контур следа примерно повторяет траекторию разрушения.
Разрушение угла лопатки сопровождалось остаточной пластической
деформацией пера в направлении против рабочего вращения.
На лопатке № 19 наблюдается аналогичные угловое разрушение и
интенсивная деформация внешнего угла от соударения входной кромки с
посторонним предметом (рис. 8). Рядом с указанным разрушением (ближе
к оси двигателя) имеется второе разрушение входной кромки. Указанная
лопатка имеет угловое разрушение и у выходной кромки. Разрушенный
фрагмент лопатки у выходной кромки отсутствует.
Траектории сечений разрушений лопаток № 18 и № 19 со стороны
входной кромки примерно одинаковы.
Сборник №26 216