Page 220 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 220

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
               Разрушение  лопатки  № 34  у  внешнего  угла  на  участке  входной
          кромки примерно повторяет характер разрушения лопатки № 19 (рис. 9).
          Непосредственно  угол  лопатки  разрушен  в  направлении  воздействия
          нерасчетной  нагрузки  от  соударения  с  посторонним  предметом.
          Разрушенный  угловой  фрагмент  лопатки  отсутствует.  Второе  сечение
          разрушения расположено также под углом рядом с сечением разрушения
          угла ближе к оси двигателя. Разрушенный фрагмент частично отделен от
          лопатки.   На   поверхности   этого   фрагмента   наблюдается   след
          взаимодействия с посторонним предметом.





















          Рис. 9. Вид со стороны корыта разрушений внешнего угла пера лопатки
          № 34. След соударения с посторонним предметом показан стрелкой.
               На поверхности корыта лопатки без номера (б/н) около выходной
          кромки  имеется  след  в  виде  вмятины  от  попадания  постороннего
          предмета (рис. 10).  Вмятина  со  стороны  корыта  имеет  форму  эллипса,
          малый  диаметр  которого  составляет  примерно 1,5 мм.  В  результате
          указанного  смятия  материала  с  обратной  стороны  лопатки (со  стороны
          спинки)  образовалась  выпуклость  в  форме  круга  с  таким  же  диаметром
          (см.  рис. 10,  б).  Внешний  угол  этой  лопатки  около  выходной  кромки
          деформирован в направлении против рабочего вращения.
               Анализ  характера  разрушения  лопатки  № 19  по  отделившемуся
          фрагменту внешнего угла (см. рис. 8) на макроуровне показал, что на изломе
          имеются  выраженные  признаки  длительной  работы  двигателя  самолета
          Боинг 747-400F VQ-BHE после нанесения повреждения на входную кромку
          указанной  лопатки.  На  изломе (рис. 11)  выявлены  два  очага  зарождения
          трещины  на  небольшом  расстоянии  друг  от  друга,  а  также  макролинии,
          которые указывают на постепенное развитие разрушения.
               В  результате  исследования  излома  лопатки  № 19  на  электронном
          микроскопе ЕVО 40 фирмы Карл Цейс было подтверждено наличие двух
          очагов  разрушения (рис. 12).  Они  расположены  по  поверхности  спинки
          лопатки.  То  есть  на  поверхности,  в  сторону  которой  происходил  изгиб
          лопатки от соударения с посторонним предметом.

          Сборник №26                    218
   215   216   217   218   219   220   221   222   223   224   225