Page 148 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 148

Общество независимых расследователей авиационных происшествий
          ВЛИЯНИЕ ПОКРЫТИЙ РЛ ТВД НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ.

          М.А. Петрова

               Дефекты  лопаток  турбины  высокого  давления  в  подавляющем
          большинстве  случаев  являются  причиной  вывода  двигателей  из
          эксплуатации и отправки их в ремонт.
               В  то  время  как  проблемы  с  лопатками  ТВД  составляют  основную
          часть проблем с двигателями, подавляющую часть дефектов самих лопаток
          составляют  прогары,  термоусталостные  трещины,  высокотемпературные
          окисление,  коррозия  и  эрозия.  Одновременно  снижаются  прочностные
          свойства,  которые  могут  привести  к  обрыву  лопаток.  Снижается
          долговечность двигателя, что влияет на безопасность полетов.
               Повышение  жаростойкости  лопаток  можно  получить  за  счет
         применения  защитных  покрытий.  На  сегодняшний  день  существуют
          следующие виды покрытий:
                 Износостойкие покрытия.
                 Уплотнительные покрытия.
                 Жаростойкие покрытия.
                 Теплобарьерные покрытия.
               Я  работаю  непосредственно  с  теплобарьерными  покрытиями  и
          хотела бы рассказать подробнее о керамическом покрытии и о покрытии
          разработанным Академией им. Жуковского СВС (ДСМ):
               1. Керамическое покрытие состоит из оксида циркония (ZrO 2), его
          особенностью  является  слабокислотная  или  инертная  природа,  а  также
          низкий коэффициент теплопроводности. Температура плавления 2700°С.
               Керамический  слой  может  формироваться  двумя  способами:
          плазменным  напылением  на  воздухе  соответствующих  порошков  и
          конденсацией  пара  образующегося  при  электроннолучевом  испарении
          керамических брикетов.
               Одним  из  главных  моментов,  определяющим  успех  в  создании
          теплозащитных покрытий, является получение необходимой адгезионной
          прочности  между  керамическим  слоем  и  жаростойким  металлическим
          подслоем, обеспечивающей сохранение керамики на поверхности лопатки
          в течение всего времени эксплуатации.
               2. В  основе  состава  покрытия  СВС (ДСМ)  лежит  диссолицид
          молибдена.  Покрытие  формируется  на  никелиевых  сплавах,  и  имеет
          хорошие диффузионные и теплозащитные характеристики.
               Применение ТЗП на двигателе позволяют снизить температуру на
          материале лопатки и повысить температуру газа перед турбиной, а значит
          служебные  характеристики  двигателя.  Эти  покрытия  имеют  низкую
          стоимость,  относительно  недорогое  оборудование.  Жаростойкость
          лопаток ТВД увеличивается почти в 3 раза, что приводит к длительной и
          безопасной эксплуатации двигателя.




          Сборник №26                    146
   143   144   145   146   147   148   149   150   151   152   153