Page 148 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 148
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
ВЛИЯНИЕ ПОКРЫТИЙ РЛ ТВД НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ.
М.А. Петрова
Дефекты лопаток турбины высокого давления в подавляющем
большинстве случаев являются причиной вывода двигателей из
эксплуатации и отправки их в ремонт.
В то время как проблемы с лопатками ТВД составляют основную
часть проблем с двигателями, подавляющую часть дефектов самих лопаток
составляют прогары, термоусталостные трещины, высокотемпературные
окисление, коррозия и эрозия. Одновременно снижаются прочностные
свойства, которые могут привести к обрыву лопаток. Снижается
долговечность двигателя, что влияет на безопасность полетов.
Повышение жаростойкости лопаток можно получить за счет
применения защитных покрытий. На сегодняшний день существуют
следующие виды покрытий:
Износостойкие покрытия.
Уплотнительные покрытия.
Жаростойкие покрытия.
Теплобарьерные покрытия.
Я работаю непосредственно с теплобарьерными покрытиями и
хотела бы рассказать подробнее о керамическом покрытии и о покрытии
разработанным Академией им. Жуковского СВС (ДСМ):
1. Керамическое покрытие состоит из оксида циркония (ZrO 2), его
особенностью является слабокислотная или инертная природа, а также
низкий коэффициент теплопроводности. Температура плавления 2700°С.
Керамический слой может формироваться двумя способами:
плазменным напылением на воздухе соответствующих порошков и
конденсацией пара образующегося при электроннолучевом испарении
керамических брикетов.
Одним из главных моментов, определяющим успех в создании
теплозащитных покрытий, является получение необходимой адгезионной
прочности между керамическим слоем и жаростойким металлическим
подслоем, обеспечивающей сохранение керамики на поверхности лопатки
в течение всего времени эксплуатации.
2. В основе состава покрытия СВС (ДСМ) лежит диссолицид
молибдена. Покрытие формируется на никелиевых сплавах, и имеет
хорошие диффузионные и теплозащитные характеристики.
Применение ТЗП на двигателе позволяют снизить температуру на
материале лопатки и повысить температуру газа перед турбиной, а значит
служебные характеристики двигателя. Эти покрытия имеют низкую
стоимость, относительно недорогое оборудование. Жаростойкость
лопаток ТВД увеличивается почти в 3 раза, что приводит к длительной и
безопасной эксплуатации двигателя.
Сборник №26 146