Page 192 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 192

Общество независимых расследователей авиационных происшествий












          Рис. 12.  Вид  торцов  лопаток  турбины,  удаленных  от  разрушенной
          лопатки. Следы касания о поверхность корпуса показаны стрелками.








          Рис. 13.  Вид  внутренней  поверхности  корпуса  турбины.  Участок
          поверхности  с  задирами  материала  от  касания  торцов  лопаток  показан
          стрелкой.
               Шлицы  диска  турбины  в  центральной  зоне  изношены  на  участке
          взаимного сопряжения со шлицами вала ротора. Износ каждого шлица от
         границы  рабочей  поверхности  составил 0,82 мм (см.  рис. 11).  С  обоих
          сторон изношенного участка шлиц образовались неизношенные участки со
          стороны входа вала ротора размером 2,09 мм, а с другой стороны – 3,89 мм.
               Износ  рабочих  поверхностей  шлицов  вала  турбины  имеет  менее
         значительные  размеры (рис. 14).  Однако  слой  медного  покрытия
         поверхностей  шлиц  полностью  изношен  и  на  последнем  этапе  работы
          стартера происходил нерасчетный контакт стальной детали с деталью из
          алюминиевого сплава.
               Анализ  излома  лопатки  с  использованием  бинокулярного
          микроскопа МБС-2 показал, что разрушение носит усталостный характер
          (рис. 15).  Очаги  зарождения  усталостной  трещины  расположены  со
         стороны  спинки  лопатки  и  развитие  разрушения  по  форме  фронтов
          усталостных  мезолиний  происходило  от  спинки  к  корыту.  Такое
          расположение очагов и направление роста усталостной трещины является
          следствием  нерасчетного  нагружения,  связанного  с  задеванием  торца  за
          внутреннюю поверхность корпуса турбины.
               В результате фрактографического исследования излома лопатки
         турбины  воздушного  стартера,  проведенного  с  использованием
          растрового   электронного   микроскопа   ЕVО  40  фирмы   Оптэк,
          подтверждено, что очаг разрушения расположен в середине образующей
          поверхности лопатки со стороны спинки (рис. 16).
               Анализ рельефа излома в очаге разрушения показал, что трещина
          берет  свое  начало  с  поверхности  спинки  лопатки  в  зоне  максимальной
          кривизны (рис. 17).  В  зоне  расположения  очагов  разрушения  признаков

          Сборник №26                    190
   187   188   189   190   191   192   193   194   195   196   197