Page 192 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 192
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Рис. 12. Вид торцов лопаток турбины, удаленных от разрушенной
лопатки. Следы касания о поверхность корпуса показаны стрелками.
Рис. 13. Вид внутренней поверхности корпуса турбины. Участок
поверхности с задирами материала от касания торцов лопаток показан
стрелкой.
Шлицы диска турбины в центральной зоне изношены на участке
взаимного сопряжения со шлицами вала ротора. Износ каждого шлица от
границы рабочей поверхности составил 0,82 мм (см. рис. 11). С обоих
сторон изношенного участка шлиц образовались неизношенные участки со
стороны входа вала ротора размером 2,09 мм, а с другой стороны – 3,89 мм.
Износ рабочих поверхностей шлицов вала турбины имеет менее
значительные размеры (рис. 14). Однако слой медного покрытия
поверхностей шлиц полностью изношен и на последнем этапе работы
стартера происходил нерасчетный контакт стальной детали с деталью из
алюминиевого сплава.
Анализ излома лопатки с использованием бинокулярного
микроскопа МБС-2 показал, что разрушение носит усталостный характер
(рис. 15). Очаги зарождения усталостной трещины расположены со
стороны спинки лопатки и развитие разрушения по форме фронтов
усталостных мезолиний происходило от спинки к корыту. Такое
расположение очагов и направление роста усталостной трещины является
следствием нерасчетного нагружения, связанного с задеванием торца за
внутреннюю поверхность корпуса турбины.
В результате фрактографического исследования излома лопатки
турбины воздушного стартера, проведенного с использованием
растрового электронного микроскопа ЕVО 40 фирмы Оптэк,
подтверждено, что очаг разрушения расположен в середине образующей
поверхности лопатки со стороны спинки (рис. 16).
Анализ рельефа излома в очаге разрушения показал, что трещина
берет свое начало с поверхности спинки лопатки в зоне максимальной
кривизны (рис. 17). В зоне расположения очагов разрушения признаков
Сборник №26 190