Page 180 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 180
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
а б
Рис. 15. Виды (а, б) рельефа излома валика 27202 в виде сдвиговых
(плоских) ямок при разном увеличении.
Рис. 16. Вид изломов перемычек пружины 27291Е (условно 1 и 2) .
Стрелка указывает на участок поверхности пружины, по которому
расположены очаги разрушения.
Разрушение перемычки 1 берет свое начало от внутренней (в
штатном положении детали в фрикционе) поверхности. На этой
поверхности сформировано несколько очагов, от которых происходило
самостоятельное распространение трещины с последующим соединением
между собой разрушенных участков материала (рис. 17).
Анализ морфологии рельефа излома перемычки 1 показал, что он
образован усталостными бороздками, между которыми имеется шаг около
одного микрона (рис. 18). Указанный рельеф излома и большой шаг
усталостных бороздок свидетельствуют о разрушении пружины от
высоких циклических нагрузок при малоцикловом нагружении.
В центральной части излома перемычки 2 (подавляющая часть
поверхности разрушения повреждена) выявлены элементы рельефа в
виде мелких ямок, что указывает на разрушение пружины в этом
сечении в результате однократного приложения нагрузки (рис. 19). Это
сечение разрушения сформировалось после того, как произошло
разрушение перемычки 1.
Сборник №26 178