Page 183 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 183
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Результаты измерений твердости материала разрушенных
деталей фрикциона представлены в таблице.
Таблица.
Значения твердости HV 10
Образцы HRC
1 2 3 Среднее
Ушко 27204Е 357 357 357 357 37,5
Валик 27202 299 283 302 295 31,0
Пружина 27291Е 560 566 572 566 51,5
Согласно требованиям чертежей твердость материала ушка 27204Е
должна быть HRC 34 – 38,5; валика 27202 – HRC 22 – 28; пружины
27291Е – HRC 43,5 – 48,5.
Полученные значения твердости материала разрушенных
деталей фрикциона показывают, что фактические значения
соответствуют требованиям ТУ чертежа (материал ушка) или
несколько завышены (материалы валика и пружины). Измерения
твердости при исследовании производилось непосредственно на
деталях, тогда как качество их термической обработки по требованиям
чертежей оценивается на образцах свидетелях. В процессе
деформирования валика при развальцовке и многократных
деформаций пружины при работе датчика твердость материала деталей
могла возрасти. Поэтому полученные значения твердости с учетом
погрешности измерений следует считать удовлетворительными.
Результаты спектрального анализа и измерений твердости
материала разрушенных деталей фрикциона показывают, что их
разрушения с качеством материала не связаны.
В результате оценки технического состояния рычага
УА27А.150А-1(2.3) нажимной системы микровыключателя Д711 на
внутренней (обращенной к фрикциону датчика) поверхности выявлены
следы нерасчетного контакта с посторонним предметом (рис. 20). На
крышке УА27АМ.003 фрикциона наблюдается повреждение в виде
локальной деформации, направленной в сторону внутренней
поверхности рычага УА27А.150А-1(2.3) нажимной системы
микровыключателя Д711 (рис. 21).
Выявленные повреждения на рычаге УА27А.150А-1(2, 3)
нажимной системы микровыключателя Д711 и на крышке УА27АМ.003
фрикциона указывают на то, что после разрушения деталей фрикциона
датчика фрагмент одной из них был выдавлен из под крышки и попал под
рычаг нажимного устройства. В результате этого кнопка
микровыключателя была обжата и прекратилась подача давления на
затормаживание правого колеса правой опоры шасси самолета.
После демонтажа микровыключателя Д711 исследуемого
датчика установлено, что корпус не поврежден (рис. 22). При обжатии
штока кнопки характерные щелчки прослушивались периодически.
После разборки микровыключателя Д711 установлено, что внутренняя
181 Сборник №26