Page 242 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 242
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
Рисунок 5 Электронные фрактограммы излома болта в зоне усталостного
разрушения (а) и в зоне долома (б).
Ориентация структурных элементов излома указывает на то, что
усталостное разрушение началось с поверхности вблизи галтельного
перехода к головке болта (см. рисунки 3 и 4, стрелки) на участке износа.
При этом место начала разрушения повреждено с пластическим
оттеснением материала в сторону излома (рисунок 6), что могло
произойти уже после разрушения болта.
Взаимное расположение места начала разрушения и зон излома,
указывает на то, что усталостное разрушение болта произошло от
действия на его головку изгибающего момента.
Исследование неразрушенного болта показало, что на его
поверхности также имеются, хотя и менее значительные, участки
изнашивания поверхности, которые по своей природе и расположению
аналогичны участкам на поверхности разрушенного болта
(рисунок 7а, б, стрелки 1).
В результате изучения поверхности болта вблизи галтельного
перехода к головке (в плоскости продольного металлографического
шлифа) было установлено, что по месту износа наблюдается заметная
выработка материала величиной 0,04 мм (рисунок 7в), от которой
распространяется микротрещина (рисунок 7г, стрелка 2). По своему
характеру и расположению эта микротрещина идентична той трещине, по
которой произошло разрушение соседнего болта.
Выполненный неразрушающий контроль методами цветной и
магнитопорошковой дефектоскопии показал, что на болтах других
трещин не имеется.
В результате обмеров обоих болтов было установлено, что их
геометрические характеристики в основном соответствуют требованиям
ОСТ 1 31128-80. Спектральным анализом было установлено, что
материалом обоих болтов является сталь марки 07Х16Н6, что также
соответствует требованиям ОСТ 1 31128-80.
Материал болтов по марке (химическому составу), механическим
свойствам и микроструктуре соответствует требованиям конструкторской
и нормативно-технической документации.
Сборник №26 240