Page 187 - Сборник ОРАП 26. 2014
P. 187
Общество независимых расследователей авиационных происшествий
НЕЛОКАЛИЗОВАННОЕ РАЗРУШЕНИЕ ВОЗДУШНОГО
СТАРТЕРА СВ-36 № 1214 НА САМОЛЕТЕ ЯК-42Д RA-42436
ООО АВИАПРЕДПРИЯТИЯ «ГАЗПРОМ АВИА».
А.Л. Тушенцов
член Совета ОРАП, начальник отдела ГосЦентра безопасности полетов
А.А. Шанявский
начальник отдела ГосЦентра безопасности полетов, д.т.н., профессор
В.В. Зобнин
старший научный сотрудник ГосЦентра безопасности полетов
14.11.2013 в аэропорту Внуково было обнаружена пробоина
нижнего капота правого двигателя самолета Як-42Д RA-42436
разрушенной лопаткой турбины воздушного стартера СВ-36 № 1214,
установленного на правом двигателе Д-36 №2253604601069.
Воздушный стартер СВ-36 № 1214 выпуска 31.12.1984 наработал с
начала эксплуатации 16034 часа, в том числе 6303 часа после последнего
(четвертого) ремонта, произведенного 25.02.2003 в АО «Мотор Сич».
Согласно записи в дубликате паспорта межремонтный ресурс воздушного
стартера СВ-36 составляет 4000 час (технический акт от 10.08.2010).
В процессе исследования воздушного стартера СВ-36 № 1214 были
выполнены следующие работы:
– оценка технического состояния воздушного стартера СВ-36 при
поступлении на исследование;
– разборка агрегата и оценка технического состояния узлов и
деталей агрегата;
– препарирование рабочего колеса турбины стартера;
– фрактографическое исследование излома рабочей лопатки
турбины;
– геометрические измерения;
– спектральный анализ и измерение твердости материала деталей;
– обобщение результатов исследования и формирование
заключения.
Вид воздушного стартера СВ-36 № 1214 в состоянии поступления
на исследование показан на рис. 1, конструктивная схема – на рис. 2.
Оценка технического состояния воздушного стартера СВ-36
показала, что при поступлении на исследование все гайки, застопоренные
контровочной проволокой, не опломбированы. На корпусе электромагнита
перекрывной заслонки с одной стороны имеются многочисленные глубокие
забоины, образованные в результате ударных воздействий (см. рис. 1). На
корпусе стартера в районе редуктора отсутствует предусмотренная
конструкторской документацией этикетка с данными его заводского номера
(рис. 3). Этикетка с нацарапанным острым предметом (вместо нанесения
виброкарандашом, как это предусмотрено заводской технологией) номером
агрегата закреплена на корпусе турбины стартера (рис. 4). Конструкторской
документацией расположение в данном месте этикетки с номером агрегата
не предусмотрено.
185 Сборник №26